Перспективы разблокирования ж/д линий в Закавказье

Jan 14, 2021 17:01

Почитал документы, которые родились во время позавчерашней встречи "старшего разводящего" с двумя воевавшими драчунами в Закавказье. Предполагается разблокирование, прежде всего, главных пограничных узлов, которые были обездвижены в начале 1990-х.



Это (1) ахурянский погранпереход Армения - Турция, который даст Азербайджану возможность прямого сообщения через Грузию и по главной линии, кроме новопостроенной через Ахалкалаки - Карс, и (2) джульфинский переход Нахичевань - Иран, который даст Армении дешевый и мощный по пропускной способности выход на Иран.

Ещё интересная новая связка, которая прозвучала в переговорах - право прямого ж/д сообщения Россия - Армения через Азербайджан. Правда, пока там вклинивается Грузия, которая не будет пускать через свою территорию ряд видов грузов (военные, опасные и т.п.) - но если обе стороны восстановят коридор (3) Акстафа - Севан - (Ереван), то Грузия выбывает и её ограничения уже не будут никого волновать. В восстановлении этого коридора заинтересованы и турки. К тому же ж/д там была построена буквально перед развалом СССР, там нет перекрытий водохранилищами и её, скорей всего, можно будет восстановить быстрей остальных путей.

Анонсировано восстановление "карабахской ветки" (4), которая существовала при Союзе, но сейчас азербайджанцами медийно подаётся как новая. Она позволит также создать прямое сообщение Россия - Азербайджан - миротворческий контингент в Карабахе.

Сложнее всего со сталинской линией вдоль Аракса (5). Там, как я уже отмечал ранее, иранцы воспользовались ничейностью территории и затопили часть ж/д близ Худаферина новой ГЭС, и теперь надо пробивать тоннели и делать обход. Это за 2-3 года никак не сделать, в отличие от линий (3) или (4). Возможно, будет и вообще новая трассировка ж/д через армянский Зангезур. Цифрой (6) отмечена обходная линия через Грузию, которую строили на турецко-азербайджанские деньги через Ахалкалаки и ввели в строй в 2018-м.



Цвета:
зеленые кружки - планируемые к разблокировке погранпереходы Ахурян (1) и Джульфа (2)
красная линия - обходная транскаспийская дорога Баку - Ахалкалаки - Карс (2018)
синие линии - прямое сообщение Россия - Азербайджан - Турция
желтая линия - прямое сообщение Армения - Иран
фиолетовые линии (3), (4), (5) - подлежащие восстановлению разобранные ж/д

* * *
Как я и говорил пару месяцев назад в анализе транспортных итогов карабахской войны - армянским патриотам сейчас плохо и им нанесено сильнейшее унижение со стороны мусульманских противников (Азербайджана и Турции). Но зато сама Армения, как государство, получает теперь уникальный шанс преодолеть поражение экономическим путём - став посредником и держателем транзитных коридоров в Закавказье, избавление от блокады и возможность начать зарабатывать на этом реальные деньги. А также прямую ж/д связь со своим военным протектором через территорию недавнего врага.

От Армении нужно теперь только одно - строго держаться протектора и не кидать ему многовекторные подлянки, и тогда она будет в безопасности, равно как и северный осколок Карабаха, который тоже по факту перешел под протекторат России. Вот тогда можно и экономику поднимать и заниматься обороной. Правда, уже в новой и не очень приятной для них конфигурации. Но это придётся проглотить. Напрячься и заняться реальной экономикой и строительством. Получится ли это у армян - ближайшее будущее покажет.

инфраструктура, анализ, Грузия, Турция, Азербайджан, железные дороги, политика, Армения

Previous post Next post
Up