В ленте стало настолько много упоминаний о сериале "Перевал Дятлова", что я не выдержал и тоже его отсмотрел. Так-то я вообще не сериальный человек и по жизни смотрю их крайне мало - за весь 2020-й, к примеру, смотрел только про древний Рим, про Чернобыль и вот этот, новый.
Что сказать по итогу? С одной стороны, в техническом плане он сделан довольно сильно. Операторам - заслуженная "пятерка", звук и особенно свет тоже неплох. Понравились вставки советских мелодий, хотя они и не всегда совпадают с эпохой - есть и более поздние. Идея чередовать серии тематически - все нечетные про расследование и в цвете, а все четные - черно-белые и про поход группы, "как бы почти документалка" - тоже хороша. Отрадно, что сценаристы ушли от изображения советских кагэбэшников как исчадий ада и тоталитарных монстров - в сериале все они нормальные, обычные люди, выполняющие нужную своей стране работу. Разве что нагнетается значимость секретности, несколько пережимают в этом плане. Можно поставить твердые 4+ за попадание в образы эпохи и вообще, реквизит. Особенно девчонки-студентки удались, обе - и Люда и особенно Зина, они сошли реально как из пятидесятых годов.
Однако, с другой стороны, возникли вопросы с многочисленными "военными" отступлениями от основного сюжета. Неприятно поразила вставка во 2-й серии, которая как бы поясняет зрителю происхождение нацистского кольца-оберега у Золотарёва. Там советский капитан ведет группу пленных эсэсовцев и ведет себя сам как натуральный эсэсовец, ну или как психически ненормальный. Особенно с поползновениями на изнасилование одной из арестанток (что, не хватает Бивора и прочих западенцев с их баснями про миллионы изнасилованных немок?) и как потом второй советский конвоир (Золотарев) его пристреливает. Это уже вообще за гранью. Я был крайне изумлен этим эпизодом и сперва подумал - зачем они так? Может, это всё диктуется последующей канвой фильма? Но нет - ближе к концу стало понятно, что эта дикая вставка легко могла быть удалена из него, или снята более адеватно, без такого антисоветского хайпа. Короче, минус за это. Жирный.
Ещё удивило вплетание молодого Ельцина в сюжет. В институтском коридоре молодой парень Борис, он типа тоже хочет пойти - но ему говорят, "нет уже мест". Фамилия прямо упоминается, так что отсылка именно к нему. Сие тоже ничем не объяснимо логически: по возрасту ЕБН к 1959-му уже 5 лет как окончил УПИ, и ну никак не мог фигурировать как студент. Он давно пахал на производстве прорабом в стройуправлении. Зачем его ввинтили - загадка. Я не знаю - или ельцинская семейка что-то вложила в фильм по баблу (тогда понятно), или просто решили подлизаться и сделать реверанс "первому президенту" - т.е. чисто политическое лизоблюдство.
А так да, посмотреть можно, в целом. По мере прохождения серий сценаристы как бы перебирают все основные версии трагедии (убийство зэками, инопланетяне, браконьеры, разгневанные манси, техногенка, конфликт внутри группы и т.п.) и оставляют основной только одну - сход лавины сверху и погребение палатки. Канва держит в напряжении и частенько нагоняет страху. Как хоррор сериал вполне удался. Вот если бы не некоторые совершенно дикие "военные" вставки из прошлого - поставил бы 4+.
PS. Да, вагон поезда где-то нашли более-менее аутентичный - старый жёсткий деревянный плацкарт. Возможно, в Верхней Пышме был как экспонат.
PPS. Вот это стопроцентное попадание в эпоху, как мне кажется (2-я серия "Перевала", сцена в плацкартном вагоне). Типаж именно того времени. Героиню зовут Зина, из группы Дятлова. Причём я посмотрел и фильм о фильме - исходная артистка довольно сильно отличается в упрощённую сторону - и увидев её в реале, ни за что не подумаешь, что можно так искусно перевоплотить девушку на 60 лет назад, в начало "оттепели". Cильная сторона фильма.