Друзья и читатели уже раз десять бросили мне в лички новость о том, что популярный г-н Дудь снял ролик про Камчатку и на Ютубе он нонче тренд #1.
Помня его "Колыму" (
разбирал её тут ранее), от содержимого особо много не ждал. Но всё же сел и за два вечера отсмотрел. Тема мне близкая и оценить его старания - если он вдруг полез не в природу, а в острые вопросы существования региона - я вполне могу. Как камчатский абориген, отдавший региону годы жизни с 1976 по 1996 годы, с 4-летним перерывом.
Какой же получился итог, послевкусие от ролика?
Да ровно тот, что я и ожидал заранее: Ничего удивительного не произошло.
1) Природа и технический уровень ролика отличный. Ребята умеют работать с яркостью, контрастом, динамическим диапазоном, знают толк в ракурсах и видах, могут вовремя переключать внимание зрителя. Техника использовалась дорогая и команда блогера знала, как из неё выжать максимум. Молодцы, чо.
2) В социальные вопросы и самое главное, в геополитику и жизнь региона, Дудь конечно же полез - полез смело и бодро, в его фирменном стиле бодренького столичного яппи. Целых 8 дней же там пробыл, ух - это вам не 20 часов Варламова! Но. Понятно, что кузнечиковое скакание по поверхности ни к каким особым открытиям не привело и ничего в глубинных причинах упадка камчатской жизни не раскрыло.
"Зачем Крым и внешние войны". а вот "если бы не присоединять чужие территории, а отдать потраченные крымские деньги Камчатке" - т.е. обычное "разделительное" говноедство в стиле Эха Москвы. Кстати, его интервьюеры - простые люди - на этот посыл не купились. Хотя полной версии я не видел, чего они там повырезали из их речей - передо мной был уже финальный монтаж. Военных прямой речью не пинали, но это вот всё было на поверхности (атомный Вилючинск и прочие сапоги с утюгами мешают инвесторам и прочая пропагандонская лабуда).
3) Более того, Юрий и спикеров-экспертов подобрал себе под стать, как и положено либеральному журналисту и (разумеется!) они комментировали ситуацию в его любимой парадигме. Самое забавное, практически каминг-аут, случилось на 1:49:00 - за 7 минут до конца. Где привлеченная им солидная дама из МГУ ("...периодически бывает на Камчатке") выдала настоящий перл - "Дальний Восток будет жить лучше и откроет свой потенциал инвесторам, если государство уберет свой звериный оскал". И далее, пафосно этак - "...с оскалом развития не бывает!".
* * *
Гораздо более интересно то, о чем Юрий в фильме не сказал и каких неудобных тем очень старательно не касался. Но которые явно напрашивались в контексте поднимаемых им "острых" тем.
Первое и главное. Это, конечно же, весь обширный советский опыт разнообразных системных льгот жителям Севера и Камчатки, в частности. Почему 40 лет подряд после войны на Камчатку - несмотря на её географическую изоляцию и трудные условия жизни - охотно ехали граждане СССР? Почему тот же Петропавловск стартовал с 20-тысячной деревни в 1945-м и почти достиг 300-тысячного жителя в 1989-м? Как это объяснить? Почему на Камчатке было снабжение гораздо лучше, чем в теплых Курске, Мелитополе или Донецке и почему советский камчадал получал почти втрое больше среднего советского москвича? И была ли в этом какая-то справедливость, компенсация за северные условия?
А ведь Дудь ни разу не только не вспомнил про рост и непрерывное развитие региона при СССР, но и не привлёк в фильм ни одного старого советского аборигена, который мог бы много порассказать ему о советской системе льгот, спущенной в унитаз к 1995-му году. И о том, как строился и планировался "северный завоз" при Союзе и почему он реально работал - а сейчас всё время какие-то слабые рывки, громкие медийные заявления - но мало эффекта и регион постоянно в жопе.
Так вот, привлечение старых работяг советской эры могло бы дать нужный контраст фильму, претендующему на социальность и вскрытие язв. У Дудя же были только молодые герои, которые (понятно почему!) ничего не знали, не застали и не помнили про советскую систему северных льгот. И все картинные стенания Дудя о "неудачной и несправедливой" судьбе Камчатки повернулись бы тогда к зрителю под совсем другим углом зрения. Ага, "...со звериным оскалом ведь развития не бывает" (tm) - хотя, как видим, очень даже бывает!
Второе, тоже важное. Нигде и ни разу не был упомянут тот поистине колоссальный экономический удар, который получила Камчатка в "святые Девяностые". А он там был, пожалуй, одним из самых сильных в экс-СССР. Деградация региона от столичного снабжения и обеспеченной сытости к растительному существованию без работы, горячей воды и с веерными отключениями энергии была быстрой и уложилась года в четыре (1989-1993). Вот, скажем, я - почему я так люто настроен ко всем этим реформаторам 1992-1998? Потому что принял этот удар именно на Камчатке - на своей шкуре и шкуре своих близких. Приехал после института в благополучном 1985-м, а к 1996 году исчезло всё, включая работу. И надо было валить забесплатно куда-то, чтобы выжить. Вот я и уехал, сперва в Хабаровск, и только потом, через ещё 6 лет скитаний, безработицы, проб и ошибок оказался в Петербурге. Хорошо ещё, что тогда был молодой. А кому было 50+, остались там доживать и померли заметно раньше срока.
Третье. Много говорили про рыбу - но ни слова не было сказано Дудём о трех огромных советских рыболовецких флотах, которые растаяли, как туман, в 1992-1994 гг., и от них остались небольшие ошметки. Не проронили ни слова о камчатской малой авиации советской эры, когда все райцентры области и КНО были связаны "маршрутками" Як-40 и Л-410 с аэропортом Елизово по абсолютно доступным ценам. А потом можно было лететь в Москву и этот билет оплачивался гражданскому раз в 2 года, а военному и его семье - раз в год. Ага, и потом Дудь пол-фильма скачет и крокодиловыми слезами утешает бедных аборигенов - дескать, ох, мы с вами, братцы, ах, как всё это несправедливо! (с)
Короче - вся "социалка" дудёвского фильма крайне поверхностная и односторонняя. И все, что он в фильме обличал - выходит, возникло как бы из ниоткуда. Этот вопрос в фильме аккуратно обойден, "как и когда Камчатка пришла к жизни такой". Потому что случилось это отнюдь не при Путине и уж тем более не при Брежневе.
Но техническая сторона хороша. И конечно, мне было очень приятно увидеть в фильме Макса Балаховского, которого я неплохо знал по середине 90-х, просто он тогда был совсем молодым и ещё не матёрым Сейчас, наверное, Макс про меня не помнит - но я его не забыл.
И сам фильм:
Click to view