По многочисленным просьбам читателей продолжаю "крымский" цикл на этой платформе.
В этой части мы пройдёмся вдоль Южной бухты Севастополя, оставив вокзал и завокзалье на следующую часть. Южная бухта - это узкий и длинный отросток Севастопольской бухты, который делит серединные части города на Корабельную сторону и собственно Центр. И железная дорога, приходя с севера, заканчивается в пассажирском смысле в самом основании Южной бухты.
Жизнь в этой акватории никогда не затихает, поскольку тут расположено множество причалов (заводских, флотских, морпортовских), доки, цеха. Какая-то активность идёт постоянно. Этим она и интересна. Так что мы здесь посмотрим на Южную бухту со стороны центра с высокого берега, и попробуем раскрыть специфический севастопольский колорит хотя бы отчасти. Узость бухты и концентрация активности этому способствует.
Цветущий мартовский Севастополь
2. Начнём наш импровизированный поход от главной нервной точки приморского Севастополя - Графской пристани, известной всем по миллионам фоточек. Однако сразу оговорюсь: здесь я не буду описывать все стандартные достопримечательности, попадающиеся по пути и не стараюсь показать всё. В фотосет попали в основном видовые и настроенческие фото - но зато строго последовательно. Так что пройдём не спеша поверху и попробуем уловить ауру этого удивительного города. Обратите, кстати, внимание, что фонари по обеим сторонам от колоннады - старые, сталинского времени. Или возможно реконструированные, но нисколько не изменённые стилем.
3. Рядом с парадной колоннадой - базар-шалман в курортном стиле. Здесь нужно всё-таки помнить, что это Крым (хотя и "нет, мы не Крым!" - как поправит вас севастополец), так что определённое торгово-хаотическое разгильдяйство всегда присутствует. К тому же в этот день (13 марта) ковидла ещё не наступила, и был ещё обычный режим бытия. Что-то этакое тревожное в воздухе уже витало, по телеку показывали итальянские и испанские ужасы - как там врачи «сортируют» умирающих; но тут, в Крыму, это ощущалось как нечто очень далёкое от реальности.
4. От колоннады к бухте спускается широкая лестница со львами по обеим сторонам. Дальше по сторонами от львов сооружены стены, покрашенные белым, на которых устанавливают всякие памятные таблички.
5. При этом содержание табличек может затрагивать разные эпохи, которые вполне могут быть отчасти враждебны друг другу. Например, исход врангелевцев из Крыма и советские таблички. Обе рядом.
6. Но если советские и белогвардейские таблички между собой как-то уживаются, то со щирыми украинскими такого не вышло. В незалежные домайданные времена, когда здесь попытались воткнуть такую же табличку про ВМСУ (Военно-морские силы Украины), собралась целая толпа местных патриотов и не дала этим табличкам закрепиться. Вот здесь вы видите оставшуюся краску на плитах - это от тех времён. Ещё была едина Украина, благословенные времена - но украинской ментальности во флотских традициях не терпели и тогда, и это было "народным" действием, исходило снизу.
7. Ну а так сама по себе Графская пристань - это довольно уютное и приятное место, где можно запросто просидеть и несколько часов, наблюдая за многочисленными корабликами, катерами и судовой работой на бухтах. Тут же скапливаются многочисленные коты, которые ждут свою порцию тюльки - или что тут у них ловится.
8. Если глядеть вокруг себя внимательно, то глаз замечает множество интересных подробностей. Например, вдалеке напротив через Севастопольскую бухту стоят новёхонькие бело-синие корабли Береговой Охраны, прославившиеся в Керченской операции 2018 г., бодаясь с украинскими нарушителями. Помните же
это эпическое - "Дави его, блять!"? Но это далёкая Северная сторона, мы туда ещё вернёмся.
9. А вот прямо на наших глазах на буксире в створ Южной бухты заводят потрепанного морями и десятилетиями старичка БДК «Саратов» (бортовой № 150). Видимо, на завод для ремонта. На заднем плане - Павловский мыс.
10. Вот его шустро разворачивают и затем ставят куда-то на невидимый нам отсюда причал. Ну а мы давайте теперь оторвёмся от этого красивого центрального места и пойдём вдоль берега - проходя где укромными местами, а где и парадными. Проводником и спутником в этом походе у меня был камрад
admiral-scheer.
11. Сперва проходим мимо якоря с указанием на въезд в морской порт Севастополя. Неожиданностью для меня было то, что здесь сохранились "Кометы" на Ялту и летом они даже работают.
PS. Оказывается, это не старые советские "Кометы" а - новопостроенные уже в конце десятых.
12. Далее выходим на улицу Ленина, которая идёт вдоль берега направлением юг, и пойдём к основанию бухты. Улица Ленина - это одна из основных артерий центра Севастополя и часть центрального троллейбусного кольца, но сейчас мы её не затрагиваем. По пути - новое открытие: оказывается, здесь есть платная парковка (!), что в таком небольшом городе меня удивило. Насколько её соблюдают - это уже другой вопрос. Тут я не знаю.
13. Бредём вдоль бухты по маршруту от
admiral-scheer с довольно приличным возвышением (берег здесь высокий) и начинаем наблюдать вот такие непарадные приморские виды.
14. Краны принадлежат Севастопольскому морзаводу, если я не ошибаюсь. Там у него ещё свой заводской отросток акватории от Южной бухты есть, но его мы посмотрим позже.
15. Внизу стоит какой-то вспомогательный корабль ВМС, похожий на судно размагничивания, а на той стороне бухты - белые корпуса Севастопольского филиала МГУ, прибранные «под руку» Москвы ещё при незалежной Украине незабвенным Юрием Михайловичем Лужковым. Туда мы отдельно сходим погулять, а пока не отвлекаемся.
16. Дальше снова вспомогательные суда ЧФ. В центре - килекторное судно, а поближе - что-то вроде плавмастерской.
17. Мы приехали в такой сезон, когда было просто невероятно активное цветение всего, что цветёт. Таким образом, пусть и нечаянно, я в этом году устроил себе две полноценных весны: одну в марте в Севастополе и вторую в положенный срок в Питере.
18. Здесь мы вышли на парадную дорожку - сквер близ ул. Ленина, и проходим вдоль памятника комсомольцам.
19. Вид поближе. Интересно, что было бы с ними, если бы Севастополь не ускользнул из украинских лап и подпал под порошенковский закон о декоммунизации.
20. Идём дальше. Напротив на том берегу видны конструкции плавдока ПД-51 грузоподъёмностью до 5 тыс. т.
21. Ну и наконец очень интересное место на берегах Южной бухты - причал 247-го дивизиона ПЛ, где стоят два совершенно удивительных осколка СССР. Поближе к нам, огороженный противоторпедной сетью - пiдводний човен "Запорiжжя", а подальше - ПЗС-50, плавучая зарядовая станция. Эпическую историю украинского човна, единственной подлодки в истории незалежной Украины, я тут пересказывать не буду. Важно, что на момент моего пребывания она ещё стояла тут, а на третий день её за усы перебазировали на Северную сторону, где видимо собираются готовить к передаче незадачливым наследникам гетьманов Сагайдачного и Мазепы. Второй, ПЗС-50 - это тоже интереснейший девайс, на котором испытывали противокорабельные комплексы. В девичестве это было подводной лодкой проекта 633 РВ, а 1995 г. стала зарядовой станцией. Современных лодок на причалах не было - все в походах, они все нарасхват.
22. Взгляд назад, в створ Южной бухты. Пока мы шли, на середину бухты вывели здоровенный плавкран, который перебазировали в другое место. Так что сами видите - активность здесь непрерывная, и каждые полчаса происходит что-нибудь интересное. Кстати, на заднем плане этого кадра - уже Северная сторона на том берегу Севастопольской бухты с характерным конусом храма на Братском кладбище.
23. Двигаемся дальше. Этот кадр я назвал бы «Севастопольская весна». Что может быть лучше - красивая девушка, море рядом, белоснежный город вокруг, правда? Плюс весна, буйство цветения всего. Единственное - бутылочку внизу я бы убрал, но это тоже часть общей картины :)
24. Дошли до мемориала афганцам. Смотрю, эстетика какая-то явно "не наша". И точно - оказалось, памятник был построен при Украине.
25. Здесь же стоит и "афганская" БМП. Кстати, у нас мемориалы обычно посвящены локальным войнам, т. е. и Афганистану, и Чечне. А вот здесь - только Афган.
26. Красивая ротонда, от парапета которой открываются отличные виды. Давайте подойдём.
27. Неистово цветёт какое-то непонятное мне растение. Может, даже вишня.
28. И вот отсюда - прекрасный вид на то самое "Запорiжжя" и на ПЗС-50.
29. Поднимаемся ещё чуть выше, переходим дорогу и идём вдоль белокаменной застройки улицы.
30. Вниз пошёл Троллейбусный спуск. Вообще троллейбусы - это основа основ общественного транспорта в Севастополе. Они здесь пронизывают весь город, как кровеносная система человека. Впрочем, об этом мы поговорим отдельно.
31. Вид на тот берег, и напротив нас - как раз тот самый легендарный Малахов курган, бывший ареной ожесточённых сражений в Крымскую войну.
32. Переведём камеру чуть правее. Бухта ещё продолжается, сужаясь. На той стороне - застройка Корабельной стороны. Улица, которая проложена по верхушке этого холма, называется улица Даши Севастопольской, медсестры эпохи Крымской войны.
33. И ещё правее. Здесь видно уже и основание длинной Южной бухты. Там, с той стороны, у окончания бухты, и расположен пассажирский вокзал, к которому мы постепенно приближаемся.
34. Вид поближе: здесь хорошо виден вокзал с зелёной крышей и длинными навесами. Слева вбок уходят пути отстоя пассажирских поездов. Вверх простирается обширный частный сектор, а наверху на сопке виднеется какой-то многоэтажный спальник, где я не был.
35. Снова волею
admiral-scheer сворачиваем во дворы и уходим ещё выше.
36. А вот с этой точки виден полузатонувший плавучий док ПД-16, который строился в городе Николаеве на заводе им. 61 коммунара, и в строй вошёл аккурат 22 июля 1941 года. Но немцам конкретно там он не достался - его успели увести в Севастополь. Работал он на СССР потом долго-долго и даже пережил его почти на 30 лет. Но ничто не длится бесконечно: воскресной ночью 15 декабря 2019 года он затонул, причём в нем на этот момет находилась списанная и выведенная из состава флота подводная лодка Б-380. Через некоторое время лодка самостоятельно всплыла! А вот док пока нет :)
37. Троллейбусный спуск. На фото - 17-й маршрут, который с завтрашнего дня станет для меня основным. В момент съёмки этого кадра я ещё не знал, что на следующий день я перебазируюсь с далёкого Фиолента на близкую и удобную Корабельную сторону.
38. Ещё один вид на вокзал (зелёная крыша) и основание Южной бухты.
39. Вид на Троллейбусный спуск. Вдали вверху видна Панорама 1854 года.
40. Тот же ракурс, но в 1944 г., сразу после освобождения Севастополя. И Панорама, и два больших приметных здания на берегу сохранились, пережив войну. Правда, второе - в перестроенном виде.
41. Ну а мы уже почти дошли до харизматического здания Матросского клуба со шпилем, ныне - Драмтеатра ЧФ.
42. Вот и троллейбус, на котором поедем дальше. За ним видна пятиэтажка из т. н. "инкерманского" камня.
43. Мы напротив гостиницы «Украина», которая стоит на пл. Ушакова. Любопытно, что вывеска и шрифты уцелели старые, советские.
Спасибо за внимание, кто дочитал!
В следующей части осмотрим вокзал и привокзальные окрестности.