Площадь Двух Вокзалов в Перми. Пермь-1 и Речвокзал

Nov 05, 2018 20:09

Будучи в Перми, в первый же день пешком дошёл от центра до узла Пермь-1 - Речной вокзал, который оказался очень атмосферным местом. Там не только исторический вокзал Горнозаводской линии и - через дорогу - Речной вокзал, но ещё и множество колоритных окружающих деталей.

Вообще, место мне сразу напомнило Владивосток, где пересадка с моря на поезд тоже происходит по соседству. Там - море, тут - большая река. Насколько я знаю, таких совмещённых узлов в России не так уж много. Навскидку ещё припоминается Котлас, где вокзал и речвокзал (заброшенный) на Северной Двине тоже близко. Погода в этот день стояла какая-то сумасшедшая - дождик сменялся солнцем с облачностью раза три, пока я ходил по окрестностям. Из-за этого освещение на снимках разное, но всё это отснято в пределах одного часа!

Давайте посмотрим этот уникальный транспортный ретро-узел, как оно там сейчас.


Слева - речной вокзал, справа - ж/д вокзал


2. Я шёл со стороны набережной к этому месту, спустившись к Каме у Компроса. Вид с виадука над Горнозаводской линией на окончание ул. Монастырской (так она сейчас называется). Обратите внимание на остекленный торговый мега-сарай - его поставили не так давно. Говорят, когда его не было, Речвокзал смотрелся очень харизматично на берегу Камы издалека. Видимо, так и есть - очень уж он выбивается из общего стиля этого места, и загораживает виды. Причём он не работает, просто построен и стоит.


3. Также обратите внимание на зеленую линию на тротуаре, на предыдущем снимке. Она ведет к обоим вокзалам, а по маршруту расставлены вот такие поясняющие щиты. В принципе, толково.


4. Перед ж/д вокзалом стоит паровоз-памятник, маневровый.


5. Поставлен в 1987 году.


6. Аккурат в момент, когда я вышел к паровозу, за ограждением послышался отдалённый шум. Я добежал до парапета, и действительно - навстречу шёл пассажирский поезд! Это редкая удача, с учётом того, что по Горнозаводской линии сейчас ходит всего 2 пассажирских: на Приобье и (вроде) то ли Нижневартовск, то ли Новый Уренгой. А если движение по линии от Перми-2 отменят с 1 декабря, как обещали ранее - то это ещё и историческое фото, тогда.


7. Ладно, поезд прошёл, идём дальше. Вид на оба вокзала, которые буквально рядом. Приехал на Пермь-1, перешёл с чемоданами через дорогу и сел на теплоход на Каме. Крутая задумка, и никакого такси не надо!


8. Пермь-1 почти идентична другому концевому вокзалу Горнозаводской линии - Екатеринбургу-воинскому, но чуть больше его и имеет две башенки.


9. Во флигеле вокзала обосновался проект "Россия - моя история", патронируемый влад. Тихоном (Шевкуновым), и я тоже пошёл посмотреть - в основном, конечно, из-за того, что хотел посмотреть сохранившиеся помещения и в каком они состоянии. Там было многолюдно - непрерывно идут группы школьников и студентов.


10. Саму выставку и её идеологическое наполнение надо было смотреть внимательно, у меня не было на это времени. Посмотрел помещения, и пошёл обратно. Что касается выставки, то в Питере есть аналогичная - вот когда туда схожу, тогда и оценю. Принципиально, я одобрительно смотрю на историческое просвещение молодёжи; вопрос только в том, что конкретно в неё вкладывается.


11. Обратите внимание, какие современные троллейбусы ходят в Перми. Здесь у них разворотный круг, конечная.


12. Попытка зайти в вокзал не увенчалась успехом - он закрыт и не работает по назначению. Ремонт.


13. Ладно, пойдём посмотрим на платформы.


14. Расписание пригородных на память. В принципе, не так мало - 19 пар в день. Пересекают необъятную по длине Пермь они быстро, раза в два быстрее автотранспорта по дорогам. Дальние поезда сейчас тут не останавливаются.


15. Сам исторический вокзал 1878 года содержится в идеальном состоянии - как пасхальное яичко. Видимо, новый хозяин (исторический проект) имеет серьёзные деньги на реставрацию.


16. Ещё одна удача! Навстречу идёт электричка на Мотовилиху и дальше.


17. С другой стороны станцию обрамляют исторические корпуса Главных ж/д мастерских Горнозаводской линии. Очень атмосферное место, реально!


18. На серединной платформе сделан навес.


19. А вот и виадук имеется. Взойдём на него?


20. Какой шикарный свет, обрамляемый облаками! Правда, длится недолго и быстро меняется. Вокзал прекрасен!


21. Завод Шпагина - бывшие Главные ж/д мастерские - сейчас тоже в процессе выкупа под лофты, если я ничего не перепутал.


22. И снова невероятная удача - единственный дневной пассажирский поезд со стороны Левшино! А ведь скоро тут ничего ходить не будет - станция станет тупиком с севера...


23. Пассажирский уходит на Пермь-2, стуча колёсами на стыках.


24. Крыша вокзала.


25. Теперь смотрим Речвокзал 1940 года. Он тоже в идеальном состоянии, в отличие от многих его коллег на Двине, Волге, Енисее, Оби.


26. И тоже, видимо, из-за правильного хозяина - проекта "Россия - моя история". Так-то никакого регулярного дальнего сообщения по Каме нет, насколько я знаю. Только ближнее.


27. Вид на ж/д вокзал Пермь-1 от Речвокзала.


28. Вид на прибрежный фасад Речного вокзал от Камы. Харизматичное здание!


29. А вот вид на пересадочную компоненту - если смотреть на Пермь-1 от конца причала, к которому когда-то подходили большие теплоходы. Приехал и можно сразу на поезд. Очень жаль, если этот транспортный узел будет утрачен и останется только в памяти потомков, хотя мог бы работать.


30. Вид на Каму. Очень серьёзная по водности река. Не меньше Волги в таком же отдалении от взаимного слияния, а то и больше.


31. Вдали - автомобильный Коммунальный мост. Слева - центр города, на пригорке.


32. Вид в другую сторону, на Мотовилихинские заводы. Они вдали к северу. Будет время - покажу и те места, возможно. Там тоже фактурно. На горе - жилой микрорайон с высотками.


33. Обозначения причалов ещё советские.


34. Где-то тут стояла скандально известная надпись "Счастье не за горами", которую переделали в "Смерть не за ...". Сейчас демонтировали. Но я её уже не застал.


35. Уходим обратно на привокзальную площадь, меж двумя вокзалами. С севера её ограничивает тоже колоритное старое здание. Здесь-то троллейбус и разворачивается.


36. Вид от троллейбусного кольца на два вокзала. Да, атмосферное место!


37. Троллейбус вдали.


Спасибо за внимание!

Пермь, паровозы, железные дороги, архитектура, флот, Российская Империя, Советский Союз

Previous post Next post
Up