После постройки второго канала Стамбул станет островом?

Aug 19, 2018 15:25

Турки всё-таки решились на проект Стамбульского канала (если верить свеженькому Эрдогану).
Первый раз идея была высказана в 2011, затем в 2015 и 2016 уверяли, что "вот-вот приступим". Но не срослось - по множеству внутренних и внешних причин. И вот, снова реанимировали идею. На этот раз клянутся, что станут строить в 2018, т.е. прямо совсем скоро.


Параметры канала:

[...] Судоходный канал, длина которого составит 45,2 км, ширина 150-400 метров и глубина до 25 метров, соединит Черное море с Мраморным морем. Именно сюда будут перемещены все грузовые суда, которые сейчас проходят по проливу Босфор. Каждый год приблизительно 53 000 больших и маленьких судов, проходят через Босфор. После ввода в строй канала, судам не придется проходить большое расстояние под подвесными мостами Босфора, грузовые суда, в том числе и нефтяные танкеры, будут проходить именно здесь. Сейчас Стамбул сталкивается с реальной угрозой, когда по Босфору проходят большие нефтяные танкеры, каждый из которых аналогичен ядерной бомбе.

Новый канал пройдет параллельно Босфору и фактически превратит европейскую часть Стамбула в большого острова. На берегах канала будут возведены новые жилые комплексы, а со стороны Чёрного моря построят марину. Недалеко от маршрута запланированного канала, уже давно строится и третий Стамбульский аэропорт. Открытие нового аэропорта в Стамбуле планируется на 29 октября 2018 года.
(отседова)




Карта прохождения канала

Вообще, интересно, какая сила заставит грузовые суда перейти на новый канал, если старый - Босфор - согласно конвенции Монтрё является бесплатным для прохода и это гарантировано международным договором. Турки будут силой запрещать проход "неугодных" судов по Босфору? Тогда это может иметь непредсказуемые последствия для режима черноморских проливов вообще.

На сайте Института Ближнего Востока есть интересная аналитика по последствиям постройки канала:

[...] Итак, Стамбульский канал пройдет севернее Стамбула, напрямую соединит Черное и Мраморное моря, разгрузит природный пролив Босфор, через который ежегодно транзитом проходит до 45 тысяч судов и боевых кораблей, до четырех миллионов тонн сжиженного газа, до трех миллионов тонн химикатов и примерно 150 миллионов тонн нефти (сырье, главным образом, из России). По плану турецких властей, канал позволит танкерам обходить морской трафик на Босфоре, тем самым увеличивая безопасность на оживленном участке водного пути, а плата за ускоренный проход судов через новый канал также принесет деньги в бюджет Стамбула. Правительство Турции рассчитывает потратить на строительство канала от $4 до 10 млрд (хотя местная пресса оценила потенциальные затраты примерно в $20 млрд). Надо отметить, что после строительства канала придется строить еще и 6 мостов через него и другую инфраструктуру, а это серьезно увеличивает стоимость проекта (до $50 млрд). Огромное количество грунта, которое придется вынуть, турецкая сторона собирается пустить на строительство 3 искусственных островов в Мраморном море и заполнить брошенные угольные шахты. Сам канал может быть введен в эксплуатацию не ранее 2023 года (в 2023 г. Турция будет отмечать сто лет со дня основания Турецкой Республики).

Там же о радужных планах турков по части будущих прибылей:

[...] Ожидается, что Стамбульский канал принесет больше доходов, чем Суэцкий канал, который является одним из наиболее важных коммерческих водных путей в мире. Если по Суэцкому каналу могут пройти суда с водоизмещением не больше 150 000 тонн, то Стамбульский канал будет пригодным для кораблей с водоизмещением 300 000 тонн (сейчас по проливу Босфор эта цифра составляет 260 000 тонн). Сумма сбора за проход по Суэцкому каналу составляет $ 2-12 за тонну (средняя стоимость прохождения одного судна Суэцким каналом составляет $ 160 тысяч), а в Стамбульском канале будет $16-33 за тонну. Для Египта ежегодная сумма таких доходов ориентировочно составляет около $ 5 млрд (среднем $ 5.5 за тонну), а Турция, как ожидается, от Стамбульского канала получит $ 8 млрд год. Сегодня по Суэцкому каналу ежедневно проходят 106 кораблей, а показатель Стамбульского канала будет 160 кораблей (показатель пролива Босфор -140 кораблей)

А вот про соотношение реалий конвенции Монтрё и мечтаний турков:

[...] Сейчас режим прохождения судов через Черноморские проливы регулируется Конвенцией Монтрё. Суть ее в том, что она закрепляет проливы за суверенитетом Турции, однако одновременно сохраняет элементы международного контроля над этими артериями (хотя в Турции именуют эти проливы турецкими). Это соглашение сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. (затем много рассуждений про военные права черноморских держав и проч., это пропускаем - periskop)

Что касается прохода торговых судов, то невозможно представить зачем они будут платить огромные деньги для прохождения через канал «Стамбул», если есть пролив Босфор, который имеет статус международного водного пути, а Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Турция по сути не может заставить их вместо пролива Босфор выбирать канал «Стамбул» и взымать плату. Это создаст огромные проблемы с черноморскими странами (и не только). Поэтому, когда канал будет открыт, Турция, по всей вероятности, будет настаивать на пересмотре только некоторых положений Конвенции Монтрё, которые будут относиться только торговым суднам (а не военным кораблям).

Так вот о чём и речь. За такой канал будут платить только те судовладельцы, которым не хочется стоять в очереди на ожидание прохода. А остальные пойдут бесплатным Босфором, либо надо пересматривать конвенцию Монтрё - но одна Турция сделать это не вправе, это затрагивает интересы всех черноморских держав (и нечерноморских тоже, кстати - у них "вдруг" отнимают право беспрепятственного прохода). Так что наполнение нового канала большим потоком судов - очень сильно под вопросом. Тут больше абстрактные хотелки Турции, чем реальные расчёты.

Ну и на десерт, сравнение двух водных путей - нынешнего и планируемого:


инфраструктура, Константинополь, флот, анализ, Турция

Previous post Next post
Up