Любопытная биографическая публикация о Владимире Якунине, президенте РЖД в 2005-15 гг.,
в "СПб Ведомостях". Сейчас он сильно ушёл в тень и про него мало что слышно. А человек всё-таки долгие 10 лет стоял у руля железных дорог России, так что почитать стоит.
Родился Владимир Иванович в городе Меленки Владимирской области. Отец был летчиком-пограничником, служил в Эстонии.
«В Пярну я и родился бы. Но отец заявил: «Не хочу, чтобы мой первенец на свет появился за границей». Хотя в 1948 году Эстония входила в состав СССР и никто ее не воспринимал как чужую страну. Но папа как в воду глядел и отправил маму рожать на свою родину в деревню Захарово Владимирской области. На свет я появился недалеко от деревни в маленьком городе Меленки, о чем и была сделана запись в свидетельстве о рождении. Но его это не устроило, и в итоге в графе «Место рождения» появилась новая запись - деревня Захарово Владимирской области. В результате прихотей родителей у меня потом были весьма забавные случаи. Например, когда проводилась специальная проверка кандидата на службу, кадровики всерьез забеспокоились, что в церковно-приходской книге не оказалось записи о моем рождении. А не засланный ли он нелегал? Правда, серьезно на карьеру это не повлияло», - вспоминает Владимир Якунин. С юбиляром и его сыном беседовала Надежда Коновалова.
Отсчет первых трудовых километров у юбиляра начался с Государственного института прикладной химии (ныне ФГУП «Российский научный центр «Прикладная химия») - с младшего научного сотрудника.
- Сюда я был распределен после окончания Ленинградского механического института с дипломом инженера, специалиста по производству и обслуживанию баллистических ракет. Затем, как и положено было, два года отслужил в Вооруженных силах. Потом моя реальная жизнь проходила по тому списку (биография), который лежит перед вами, - вспоминает юбиляр.
- И в КГБ тоже работали?
- Сразу о КГБ... Первый раз озвучиваю: сотрудником КГБ я был 22,5 года, а с льготами больше 25 лет. Сегодня это уже не тайна. Могу сказать, что эта сфера хорошо формирует характер, волю, навыки и мозг тоже. Что очень мне пригодилось в жизни. И какой бы пост я ни занимал, главным моим оружием всегда была голова.
- Вы могли бы назвать основные уровни вашей жизни?
- Я назову их периодами. Основных их у меня было семь. Первый, как у всех, детство. Мама была бедовой девчонкой, в 14 лет сбежала из дома. С отцом познакомилась в Каунасе, где он служил, там и поженились. 12 июля ей исполнится 92 года, она до сих пор руководит моей сестрой. И дает указания по выращиванию помидоров, огурцов, яблонь. И нас снабжает заготовками. Я рос спокойным парнем, никого в жизни даже по лицу не ударил. Правда, один раз, в пятом классе, дело было в Пярну, пришлось отбиваться от группы сверстников (им не нравилось, что я русский). Один из них меня полоснул ножом по руке. Первую помощь оказывали девочки, а боевой шрам на руке остался на всю жизнь. Но зла на них я не держу.
Следующий этап, это юность. Она проходила в Ленинграде, куда вернулась семья после демобилизации папы. Здесь я окончил школу и институт. Долго в холостяках не ходил, так как влюбился еще в девятом классе в барышню по имени Наташа из параллельного класса. Школу она закончила с медалью и на красный диплом шла в институте. Я хоть и учился хорошо, но без высоких наград. После упрека тещи: «Cмотри, какая у тебя девочка!» - пришлось пересдать экзамен по технике безопасности (умудрился получить трояк) и все-таки закончить с красным дипломом. Так я доказал теще, что достоин своей избранницы. Тещу вспоминаю добрым словом за воспитание такой дочери. Грядет уже золотая свадьба.
Третий этап моей жизни - работа в управлении КГБ СССР по Ленинграду. Далее работа в представительстве СССР при ООН. Пожалуй, это был наиболее сложный период во взаимоотношениях между нашими странами. Работать было непросто, но очень интересно.
- Владимир Иванович, вернулись вы на родину в 1991 году, в разгар политического кризиса. С чего пришлось начинать?
- Обустраивать свою жизнь. Это был хоть и не главный, но самостоятельный период жизни. Друзья мои тогда были уже известные люди. Мы были молодые, брались за многое. Что-то получилось, что-то нет. Кстати, этот период был тоже полезен. Но наступил кризис в отношениях и мы разбежались.
Далее я был назначен на гражданскую службу - начальником отдела Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента РФ (при Ельцине). Дальнейшая моя работа - заместитель министра транспорта РФ. Отсюда уже встал на железнодорожные рельсы: первым заместителем министра МПС. После создания ОАО «РЖД» занимал пост первого вице-президента компании. 14 июня 2005 года я был назначен президентом ОАО «РЖД».
- Владимир Иванович, в книге «Коварная колея» вы пишете: «Главным испытанием в моей трудовой деятельности были последние 10 лет на посту главы РЖД». Вам пришлось меняться после назначения?
- Безусловно. Шестой этап моей жизни - «железнодорожный». Я стал другим человеком. Руководитель такого масштаба должен жить по принципам, через которые нельзя переходить. Назначение мне далось нелегко, а уволил я всего двух человек. Ведь меня назначали в МПС ОАО (РЖД), чтобы проводить реформирование отрасли, налаживать систему инвестиционной деятельности и управленческой. Мой опыт позволял вести эту работу.
Но уж точно я на рельсы упал не с неба. Во-первых, в Минтрансе я курировал департамент по координации видов транспорта и был в постоянном контакте с железнодорожниками. Что касается техники, я инженер и хорошо мог разобраться. Кроме того, от отца я унаследовал аналитический ум. У меня и сыновья такие.
Но в руководстве были люди, которые компенсировали мои недостаточные знания в области железнодорожного транспорта. В частности, Вадим Николаевич Морозов. Это сильный и очень порядочный человек, преданный профессии. Уроки железнодорожных терминов мне давали Александр Цалько, Владимир Воробьев. И я им очень благодарен. Еще хочу поблагодарить Салмана Бабаева и всех начальников дорог, а из приглашенных мною на работу хочу отметить Валерия Решетникова, Александра Бобрешова и Вадима Михайлова.
Что касается седьмого этапа, так это то, что я проживаю сейчас. Этот этап продолжения работы Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» в виде Исследовательского центра диалога цивилизаций со штаб-квартирой в Берлине. Причем на выбор места повлияло то, что именно из центра Европы начались две самые страшные войны человечества и именно поэтому диалог, а не столкновение цивилизаций, должен брать свое начало именно здесь.
- Вы постоянно учились и втянули в процесс всю команду. Об этом говорят ваши подчиненные...
- На протяжении 8 лет на Октябрьской железной дороге проводилось обучение руководителей ОАО «РЖД» по корпоративной образовательной программе холдинга «РЖД» в модульном формате Executive MBA Стокгольмской школы экономики. Всего за это время подготовку прошли свыше 300 руководителей российских железных дорог. Я часто выступал в качестве приглашенного преподавателя перед слушателями программы с лекциями.
Я неоднократно подчеркивал важность проводимой образовательной программы для формирования нового менталитета руководителей и ведущих специалистов отечественного транспортного гиганта. Инновации всегда начинаются с образования. Практически после образования ОАО «РЖД» мы сразу создали систему каскадного самообразования по системе качества от президента компании до руководителей отделов департаментов. Здесь огромная заслуга Дмитрия Шаханова. Я и сейчас учусь и всем советую не останавливаться.
- Владимир Иванович, как сказал Лев Толстой, «есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека - быть полезным и иметь спокойную совесть». У вас были такие желания?
- У меня не только были такие желания, а я живу и работаю по этим заповедям. И еще - что отдашь, то твое.
- Поэтому вы так много занимаетесь благотворительностью?
- Благотворительность, участие в жизни конкретного человека или учреждения не зависят ни от политики, ни от общественного строя. Это личная потребность тех, чья цель - увеличивать в нашем непростом мире количество счастья. В России традиции такой непременной для православной культуры помощи восходят к Х веку: к монастырям, к попечительству княгини Ольги, к Уставу князя Владимира. Эту человеческую эстафету я и мои сыновья с удовольствием выполняем.
- Какие самые трагические моменты были в вашей жизни?
- Конечно же, подрыв «Невского экспресса». Это на всю оставшуюся жизнь. Я не везунчик, поэтому были и другие.
- Самые радостные события вашей жизни?
- В личном плане - рождение сыновей. Что касается государственных объектов, то это сдача инфраструктуры к Олимпийским играм и запуск работы Усть-Луги.
- Я бы сюда добавила и детскую железную дорогу в Петербурге...
- Спасибо за память. Если говорить о детских железных дорогах, так это своеобразная школа, которая несет важное воспитательное, образовательное и социальное значение. Наша команда сохраняла и развивала материальную базу, благодаря чему в свое время было построено еще 3 новые школы, а сейчас их 25.
PS (periskop). Интересен тут и автор интервью.
Надежде Коноваловой - 81 год, это можно сказать "мамонт" ж/д публикаций и сама по себе живая ходячая история железных дорог.
PPS. Оказывается, ему на днях исполнилось 70. Поэтому и публикация.