Станция Иланская. Жители туманного Альбиона затариваются жратвой. Поезд Москва - Пекин
Коллега
trainfanat удачно
навёл на потрясающего воображение иксперда, который на сложных щщах (со звериной серьёзностью и без тени улыбки!) рассуждает о цеевропейскости в контексте непринятия пищи в вагоне.
Иксперда купейных реалий постсовка зовут Андрей Любка:
[...] А вы заметили, что из года в год все меньше людей накрывают себе пышные трапезы в поездах? Это, кажется, один из самых заметных признаков того, что украинское общество медленно цивилизуется. Еще десять лет назад не было в вагоне поезда купе, в котором бы сразу после начала движения не распаковывались пахучие пакеты и свертки с едой. Нарезались огурчики и помидоры, иногда кто-то не гнушался и такими вкусностями, как лук и чеснок, глухо стучали по столу вареные яйца, щекотали ноздри жареная курица, колбаса и сало, обольстительно смотрели на пассажиров котлеты и отбивные.
Начиналась трапеза, достойная королей. А так как украинское гостеприимство хорошо известно, то даже если у кого-то из пассажиров не было с собой запасов еды на месяц, то его настойчиво приглашали к столу. Так происходила социализация: знакомство, поиск общих знакомых, критика действующей власти, шутки и споры. Порой даже до песен доходило, ведь всем известны санитарно-бытовые условия в наших поездах, поэтому люди пищу щедро запивали водкой (чтобы вдруг не отравиться каким-то испорченным от жары продуктом). Сколько любовей завязывалось за столом в поезде, а ссор сколько взрывалось!
Поэтому казалось, что такие бесконечные трапезы в поездах - часть нашей культуры. Словно рефлекс у человека включался: зашел в вагон - и сразу проголодался. А как еще объяснить тот феномен, что человек приходит из дома или из города - и сразу начинает есть? Неужели нельзя было поужинать дома, неужели нигде в городе не оказалось столовки, чтобы утолить голод? Можно было даже подумать, что часть людей вообще путешествует в поездах только для того, чтобы вкусно поесть в душевной компании.
Это было когда-то, но уже почти исчезло. Теперь редко кто берет с собой в поезд больше чем йогурт и печенье, а подавляющее большинство вообще обходится без ничего. Ужинаешь в одном городе, а завтракаешь уже в другом, избегая необходимости трапезничать в купе. А нет еды - нет и алкоголя. Люди просто заходят, здороваются, расстилают свои постели и отгораживаются от окружающих планшетом или книгой. Вот так выглядит цивилизованный мир, к которому Украина все ближе.
Не без того, конечно, чтобы в какое-то купе не прорвалась сумасшедшая «бабушка» с целым пакетом продуктов для себя и внука или жаждущий общения владелец бутылки водки и нескольких пив, но все равно - это уже вымирающий вид пассажиров. Хоть бери и записывай в Красную книгу. Большинство пассажиров, к счастью, в поездах уже не устраивает пиршеств и трапез. Кстати, чем моложе пассажиры - тем меньше среди них «голодных». И это не может не радовать, ведь тенденция обнадеживающая: через несколько лет мы вообще забудем о средневековом обычае набивать рот в купе.
"Не жри в поезде" - замечательный маркер цеевропейскости! :)
Поезд Москва-Пекин, после проследования Перми. Ужин в вагоне: