Пару лет назад я подробно рассказывал про
стокгольмское метро, в 2-х частях. Однако схема рельсового транспорта шведской столицы более пёстрая и сложная, чем просто три линии основной Туннельбаны (метро) - красная, синяя, зелёная. На ней показаны и другие отростки - например, легкорельсовая линия весьма значительной протяжённости на Gashaga, или ещё часть - узкоколейные поезда колеи 891 мм (изолированная рельсовая система, с несколькими ответвлениями, начинающаяся почти в центре города). Причём о последней нет ничего даже в русской Вики, так что о ней знают весьма немногие - исключая местных, конечно.
Поезд системы линий Roslagsbanan, колея 891 мм
Схема рельсового транспорта Стокгольма (фрагмент).
Смотрите, стрелкой А показана система линий Roslagsbanan с тремя ответвлениями (синий цвет) - общая длина этой изолированной узкоколейной системы равна 65 км. Стрелкой Б - легкорельсовая транспортная система на о. Лидингё, или Lidingöbanan (фиолетовый цвет). Давайте посмотрим оба примера.
2. Система поездов на 891 мм начинается близ ст. метро Tekniska högskolan красной линии. Точней, не "близ" - а прямо рядом. Я был сильно удивлён, перейдя улицу и увидев здание под громким названием "Восточный вокзал" (1932). Действительно, это считается вокзал - и там за ним станция с путями, только узкоколейная. Сама система на этой колее работает аж с 1885 года.
3. На Восточном вокзале несколько путей отправления - кажется, 7 штук.
4. Садимся в ближайший поезд. Интервалы движения точно не запомнил, но примерно раз в полчаса.
5. Вагончик внутри оказался достаточно ёмкий и просторный, схема посадки 2+2.
6. Стартует поезд мягко и едет довольно шустро. В Стокгольме на этом направлении к северу (окрестности университета) почти сразу начинаются перелески и дачи.
7. Прибываем на нужную нам станцию: мой шведский товарищ вознамерился показать мне легендарные стокгольмские дачи-курятники, туда мы и направляемся.
8. Поднимаемся на виадук над линией и в левой части кадра как раз и виден один из местных дачных кооперативов, более чем полностью заполненный домиками-курятниками. По его мотивам я потом написал прогремевший пост
"Дачная жизнь шведских тружеников", на котором сгорело множество шаблонов прочитавших его.
9. Если смотреть в другую сторону, там видно и депо этой системы линий.
10. Затем вдоль линии начинаются общаги технического университета. Путевое развитие тут, как видите, немаленькое.
11. В тупике стоит весьма старый вагончик, наверное 1910-1920-х годов.
Далее линия идёт далеко на север, разветвляясь затем на три отростка. Судя по трафику, пользуется ею немало народу. Но я вообще удивился, что тут в принципе сохранился в неизменном виде столь милый рудимент раньших годов, как эта
узкоколейная система экзотической ширины.
Другая локальная система -
легкорельсовая линия на остров Лидингё. Относится она к системе железных дорог, но фактически по ней ходит трамвай. По ней я тоже проехал немного, ради интереса.
12. Чтобы попасть на неё, надо доехать до конечной отростка красной лиии метро Ropsten. Затем просто перейти на уровень вниз, где она стыкуется с легкорельсовой системой.
13. Спустились. Тут уже стоит поезд на отправление - по факту 3-вагонный трамвай-тянитолкай. Колея стандартная евро, 1435 мм.
14. Двери открыты, можно заходить.
15. Линия уходит сразу на мост и довольно долго едет вдоль стокгольмских фьордов.
16. Внутри уютненько.
17. Едем вдоль воды.
18. Шведский индастриал.
19. Видно вдалеке даже терминал Сильи Лайн, куда я причаливал раза три на пароме (правда, сейчас я приехал на "Викинге").
20. Доехали до остановки Baggeby, здесь вышли. У меня уже поджимало время возвращения на паром, так что я несколько рисковал. Но очень уж хотелось попробовать экзотические линии, куда туристы не забредают.
21. А вот уже и встречный идёт, сейчас мы на нём вернёмся к Туннельбане.
22. Занял позицию у хвостовой кабины.
23. На пути есть скальные участки: шведы их не взрывают, а тоже оставляют для красоты, как и финны.
24. За нами сидел считатель трафика, преувеличенно строгий мужчина немецко-скандинавского вьедливого типажа.
25. Всё, вернулись на станцию Ropsten. Ах да, самого главного-то я и не сказал - по этим линиям меня возили за большой пакет питерской гречи, тут её нет и приезжие страдают. Так что получилось - греча в обмен на проезд по двум экзо-линиям :)
Хорошо бы, конечно, их проездить целиком, они очень живописны - но может, в следующий раз :)
* Интересную практическую информацию о Швеции вы можете также найти на сайте
TravelAsk