День 11. Колорит и характер города Улан-Удэ

Nov 08, 2016 11:01

Город Улан-Удэ встретил меня предыдущим вечером весьма неласково.
Собственно, именно поэтому на следующий день я ходил по нему небыстро, даже несколько заторможенно и в весьма мрачном настроении - хотя погода была шикарная, светило солнышко и девушки на улицах улыбались. Больше всего меня злило то, что я не могу ничего поесть - меж тем, мой путь проходил мимо многочисленных позных и кафешек монгольской, бурятской и тибетской кухни. Однако от запахов еды меня мутило, я чувствовал слабость после вечернего отравления и вынужденно пробавлялся только минералкой, а в конце пути - крепким чаем с маковым сухарём. И всё.

И несмотря на всё это, изменений в городе было замечено довольно много. Поэтому давайте глянем на колорит столицы Бурятии - там его много. Город, бесспорно, по-своему интересный и имеет собственный характер и лицо. Не повезло, конечно, что меня накануне так свалило, но это уже субъективное, а мы посмотрим - объективное :)



Здесь я был уже не первый и даже не второй раз - предыдущий мой визит был в сентябре 2002 года, а до этого я тут побывал в августе 1991 года, ровно за неделю до путча ГКЧП. Сейчас у меня была возможность походить по городу с местным жителем, хорошо знающим закоулки города (накануне в пути мой френд в ЖЖ дал наводки письмом) - но из-за моего состояния в предыдущий день я ими не воспользовался; не было ни сил, ни желания. Жаль, конечно - но так вышло. Ходил потихоньку один.

Путь мой по городу был похож на замкнутый неправильный эллипс - сперва я перешёл Транссиб, спустился вниз почти к Селенге, потом шёл через центр - как же миновать "Голову Ленина"? Затем через верхнеудинскую арку пошёл вниз и попал на местный пешеходный Арбат. И затем, пройдя тихими переулочками к трамваю, уехал на нем в "железнодорожную" часть города, где бродил по ж/д парку, и его окрестностям, после чего вернулся в гостиницу. Планы у меня были более обширные - ещё я хотел доехать до локомотиворемонтного завода, посмотреть институт ж/д транспорта, потом пешком сделать круг по району - но устал в тот день раньше, чем думал с утра. Всё-таки вчерашний форс-мажор сказался.

2. Ну да ладно. Пошли! Чтобы попасть в центральную часть города, надо спускаться ярусами к Селенге. Вот этот виадук через станцию и пути Транссиба - чуть ниже уровня моей улицы. А дальше надо спуститься - потом ещё спуститься, и ещё.


3. Тут я был. Всего 14 лет назад тут была весьма унылая слободка пятиэтажек и частных домов. Но сейчас, смотрю, малоэтажные дома подновили, ещё кучу частных посносили и на их месте возникли здоровенные новостройки. А, да - и памятник. Его я не видел, не было его в 2002-м.


4. Подходим ближе. Ну да, "Юность Бурятии", 2011 год. Не мог я его видеть :)


5. Взгляд назад, на виадук через Транссиб, откуда я спускался вниз. А отсюда ж/д пути даже выше уровня этой улицы.


6. Можно было от виадука идти к Селенгинскому мосту, дальше. Но я не чувствовал в себе таких сил и решил идти маршрутом поскромнее, поэтому свернул на Смолина и пошёл вниз. Состав прохожих тут, оценочно, такой: на 5 бурят примерно 4 русских и 1 кавказец, кореец или узбек. Но при этом бурятская речь слышна довольно редко. Транспорт мне не понравился - нетрамвайные улицы были напрочь оккупированы маршрутками, которые хаотически вставали там, где им вздумается.


7. С парковкой тоже не фонтан: тут, конечно, не владивостокская наглость - но близко к этому. Всё доступное - в том числе и на пешеходном пространстве - занято, забито машинами. Приходится лавировать и пробираться между ними.


8. Кафешки манили запахами и злили одновременно. Вот жеж меня угораздило! Ничего не могу есть.


9. Старый частный сектор тут почти весь снесён и на его месте воздвигли новострои-многоэтажки.


10. Вот, помните, я в Иркутске показывал контрасты строек со старыми деревянными домами? Тут то же самое.


11. Подошёл к забору затона с кранами и с видом на Селенгу и пошёл вдоль по улице, которая плавно уходила вниз. Вдали чуть виден Селенгинский мост, который ведет в заречный район и в аэропорт.


12. Памятник забайкальским партизанам на пути.


13. Один по виду бурят, второй русский, скорей всего - казак. Формулировка прекрасная - "против японо-американских интервентов и семёновских банд"! :)


14. Улица уходит вниз и новострои постепенно превращаются в невзрачный райончик. Слева идёт городок университета. Поворачиваем к центру.


15. Ох, опять этнический ресторан!


16. Выхожу к центральной площади. Она двойная - одна около театра, поуютней и с новеньким фонтаном (Театральная). Вторая, примыкающая - главная, "с Головой" и более парадная (пл. Советов).


17. Главный корпус Бурятского университета.


18. Местный деятель, предсовмина и посол. Изваян в "молотовской" дипломатической форме.


19. А погода шепчет и радуется! Девушки улыбаются, только я хожу мрачный.


20. Любимая новомодная игрушка - инсталляция "Я люблю (далее подставьте город)". На заднем плане - театр оперы и балета, и правда очень красивый и шикарно вписанный в ниспадающий рельеф.


21. А вот и площадь Советов, обширная и парадная. Где-то там, в левом углу кадра, в приснопамятном 1991-м, мы с младшим братом штурмовали автобус на поселок Лесовозный, а затем на третьей остановке по пути братец своим телом выдавил стекло - так нас в нём прессовали. Стекло тогда выпало на асфальт и не разбилось :)


22. Главный объект, куда стремятся все иностранцы - правее. Это легендарная The Head - "голова".


23. За нею - здание Совета Министров республики, конструктивистское. По проекту ленинградца А.А. Оля, достроили в 1933. Второй флаг там не украинский, не подумайте ничего майданного, а бурятский - желто-бело-голубой.


24. А Голова и правда харизматична!


25. Она строго смотрит в сторону Селенги.


26. Гостиница "Байкал". Памятна мне тем, что мы тут с двоюродным братом из Москвы в августе 1991 года перекусывали позами. Потом он полетел на запад, а я уехал поездом на восток.


27. Голова удаляется, а мы идём вниз.


28. Шикарный «Забайкаллес» и дом Политпроса, 1955-59 гг. Хрущевские новации сюда доходили медленно, поэтому его успели достроить по первоначальному плану.


29. О, а это новое! Тоже не видел. Не было этой арки тут. Восстановили явно в честь поездки Цесаревича Николая.


30. Тыльная часть театра ещё красивей лицевой. Хорошо его вписали в рельеф.


31. Есть среди памятников и русские персонажи. Вот, например, верхнеудинский купец.


32. Улица спускается вниз, к торговой части города. Вверху доминирует арка с фото №29. На рынок я не пошёл, зато обнаружил тут местный Арбат, которого, сдаётся мне, тоже не было в 2002 году.


33. Как называется этот "арбат"-улица, я так и не увидел. Может, кто подскажет.


34. А интересных и колоритных типажей тут тоже пруд-пруди.


35. Вот ещё.


36. Вид на улан-удэнский арбат. Не скажу, что идеально, но мне реализация в целом вполне понравилась.


37. ЦУМ.


38. В торговые закоулки дальше я не пошёл, а тихими улочками походил поблизости и затем вышел к столбовой улице с трамваем. Дальше - большой сквер с мемориалом Победы, но его я не снимал.


39. Вид наверх, в сторону какой-то Пирамиды, похожей на бурятскую остроконечную шапку.


40. Ладно, сел в трамвай и поехал в верхний (Железнодорожный) район.


41. Ого, и тут за путинские года всё посносили напрочь! Теперь прям настоящий Новый Улан-Удэ.


42. Затем, чувствую, силы начали явно убывать, без еды и на минералке. Зашёл в чайную, сидел с полчаса, выпил чаю с сухарями. Немного отошёл и пошагал дальше.


43. После чего я походил по окрестностям парка Железнодорожников и в итоге решил возвращаться в гостиницу, сократив намеченный путь на треть. Ладно, в следующий раз. Засел там за накопленные материалы и начал их сортировать и сливать на комп.


* * *
В общем, мог бы посмотреть и больше, но в этот раз не вышло.
Но отметил для себя, что Улан-Удэ весьма сильно изменился.
Следующая серия - про дальнейший путь на восток на "тигровой России".

Содержание цикла

Неизвестный Транссиб, Улан-Удэ, трамвай, архитектура

Previous post Next post
Up