Сказ о немецкой, а ныне польской, станции Лигниц

May 17, 2016 13:01

Жил-был на свете немецкий город Лигниц - пересечение аж шести ж/д направлений ( Read more... )

Легница, Германия, Дороги Памяти-71, Польша, железные дороги, архитектура, уход в историю

Leave a comment

rexby63 May 17 2016, 10:14:27 UTC
Да, много ляхи у гансов оттяпали

Reply

mos_art May 17 2016, 10:26:39 UTC
Не оттяпали, а Сталин подарил.

Reply

rexby63 May 17 2016, 10:29:37 UTC
"Сталин подарил"? Наверное, за то, чтобы про Катынь молчали?

Reply

periskop.su May 17 2016, 10:31:16 UTC
Для того, чтобы максимально возможно урезать территорию Германии. В 1945-м это было актуально и современниками воспринималось именно так. Никто не обладал послезнанием, как нонешние "знатоки", но две агрессии в виде развязывания мировых войн за 25 лет требовали отодвинуть её подальше.

Reply

rexby63 May 17 2016, 10:37:09 UTC
Никто не обладал послезнанием

Эльзас. Разве "итогов" ПМВ было недостаточно?

Reply

periskop.su May 17 2016, 10:39:41 UTC
Конечно, недостаточно. Поэтому печальные итоги и последствия Версальского договора были в договорённостях Ялты и Потсдама учтены. Как мы сейчас видим, в отношении Германии превентивные меры оправдались, в отличие от первой попытки.

Reply

solar_kitten May 17 2016, 18:16:29 UTC
Мысль хорошая, но неверная. Польше прирезали территорию Германии ровно по одной причине - дабы поляки и западные союзники не очень сильно возмущались тем, что СССР как оттяпал себе до войны "восточные кресы" (Зап. Беларусь и Зап. Украину), так и не планирует отдавать.
По той же причине пришлось поделить Восточную Пруссию - треть СССР, две трети полякам. Ну и из той же серии история с Клодзким повятом, который чехам так и не вернулся.

Reply

periskop.su May 17 2016, 18:36:34 UTC
Это больше современная конспирология (вытекающая из послезнания, что через полвека после войны Польша десоветизируется и снова станет враждебной России/СССР), чем реальность. В действительности же, люблинские поляки приняли бы и эту линию границы и даже модифицированную - даже без Белостока, к примеру. А западных союзников дожали последовательно на Ялте и Потсдаме (окончательно), отслоив людей Миколайчика от власти.

Reply

solar_kitten May 17 2016, 20:02:06 UTC
Ну я в данном случае исхожу в первую очередь из мемуаров Черчилля и из того, что осталось за кадром мемуаров и до сих пор лежит неопубликованным (судьба Польши более-менее решилась в Тегеране, и за поляков партию играл Черчилль). Хотя Черчилль валит авторство идеи на Идена, "но мы-то знаем..." (с) :)

Reply

periskop.su May 17 2016, 20:42:46 UTC
Черчилль хорош, занимателен - но очень сильно пристрастен и многое желаемое выдаёт за действительное. Собственно, это хорошо видно, если читать после его мемуаров стенограммы Тегерана и Ялты, а в особенности - переписку (послания) лидеров СССР, САСШ и Англии. Там видно, как мотивировался польский вопрос и как именно постепенно дожимались лидеры Запада.

Reply

solar_kitten May 17 2016, 20:52:41 UTC
Там на самом деле самое интересное - за стенограммами. Потому что еще до того как якобы случайно на диванчике в Тегеране присели утром покурить Черчилль, Сталин и Иден, куча клерков под чутким руководством Идена и Молотова работала над тем, чтобы предварительно согласовать переговорные позиции :)

Reply

tokurow May 17 2016, 19:13:42 UTC
Так оно (Клодзко) чешским никогда и не было. Там граница с Чехией (ранее Австро-Венгрией) не менялись со времён Фридриха II.

Reply

solar_kitten May 17 2016, 20:06:11 UTC
Ну скажем так - когда-то все же был чешским, потом его отжали немцы, но чешское население там было вполне в приличном количестве. Чехи хотели получить Клодзко еще после первой мировой, даже на Хеб согласны были поменяться, но не срослось. По итогам второй мировой они его опять же хотели получить в качестве компенсации за отжатие немцами Силезии, когда Бреслау отходил Польше. Но поскольку по факту туда пришли поляки вместе с советской армией и выселили оттуда всех неполяков (и немцев, и чехов, и прочих), то вопрос в итоге отпал сам собой, хотя чехи еще года три возмущались.

Reply

shimoff May 17 2016, 11:40:58 UTC
Сами бы они ни в жисть у немцев ничего не оттяпали.

Reply

rexby63 May 18 2016, 06:09:27 UTC
Так-то в одиночку с гансами никто не рискнул бодаться. По своей воле, разумеется.

Reply


Leave a comment

Up