Можно подвести некоторые дискуссии о проекте Илона Маска Гиперкольцо. Но сначала я добавлю пару слов о себе. Журнал "Техника Молодежи" я начала читать в начале 70-х. Мое образование и опыт позволяют мне профессионально говорить о технических вопросах этого проекта. Я довольно неплохо представляю себе ситуацию на месте, хотя опускаться по Западному побережью южнее Сан-Франциско мне не приходилось. Я не отношусь к фанатам Илона Маска, хотя по роду занятий внимательно слежу за тем, что он делает, и знаю людей. которые с ним работают. Ездить на его Тесле мне не приходилось, но "подержать в руках" машину у меня была возможность. Такой тип автомобилей меня совершенно не интересует - я предпочитаю машины на колесах больше 35 дюймов с полным приводом. И я был крайне разочарован качеством изготовления Тесла. Теперь собственно по проекту гиперкольца. Это - не транспортная революция. Скорее - транспортная мутация и мимикрия :)
1. Сам Maск не принимает участие в разработке вагонеток капсул для транспортной системы. Он создает тестовый полигон. Скажем так, он прокладывает рельсы, паровозы должны создавать и испытывать другие. Это вполне логично. Маск имеет ограниченные ресурсы и время, которые сейчас уходят на проекты автомобилей и космическую программу. Но используя свою репутацию и связи, Маск обеспечивает доверие к проекту в целом. К тому же такое разделение на инфраструктурную часть и на подвижной состав создает вариантность. Как говориться, пусть разгоняются сто вагонеток. 2. Идеи Макса состоит в том чтобы создать высокоскоростную транспортную систему на "средних дистанциях", на которых воздушный транспорт не сможет успешно конкурировать с гиперкольцом. Для этого он предлагает создать транспортные капсулы, которые будут бегать на дозвуковой скорости в условиях крайне разряженной атмосферы, эквивалентной примерно 50 км над уровнем моря. На больших дистанциях, по мнению Макса, его гиперкольцо не сможет конкурировать со сверх- и гиперзвуковыми ЛА. 3. Техническое решение не вызывает у меня каких-либо принципиальных вопросов. Дозвуковая скорость снимает проблемы преодоления звукового барьера. Необходимое разряжение воздуха достигается за счет полной изоляции "рельсового пути" в трубе. В качестве "колесных пар" используется воздухоподшипники - слой воздуха между стенками трубы и опорными поверхностями капсулы. Что такое аэро хоккей, я не знаю, но как работает индустриальная установка с такими "подшипниками", наблюдал. Отлично работает. Система дает тот же результат, что и магнитная левитация, но несравнимо дешевле и надежнее. В движение капсулы приводятся вполне себе обычными линейными электродвигателями. За счет очень низких потерь от лобового сопротивления, двигатели устанавливаются не сплошной "лентой", а через значительные промежутки. Примерно как компрессорные станции на газо- и прочих проводах. Система управления - не сложнее, чем на современном автоматическом сортировочном узле.
1. "Что будет, если нарушится герметичность трубы или капсулы?" Ничего не будет. Герметичность тубы изначально весьма условна. По этой же причине не используется вакуум. Все "негерметичности" трубы компенсируются постоянной откачкой воздуха. Как на ж/д транспорте и грузовиках тормозная система - подкачкой. Это один из плюсов пневмосистем - устойчивость к протечкам. Если нарушится герметичность капсулы, она компенсируется запасом воздуха на борту (компрессор в голове капсулы качает его из трубы во время движения). Вообще странное опасение. Как часто на самолетах происходит потеря герметичности в воздухе? А если уж и происходит, то это уже не самая большая проблема. При этом штатные механические деформации самолетов намного больше, чем этой транспортной системы.
2. "Как выдержать уклоны, радиусы и прочие параметры пути?" Точно также, как они выдержаны для скоростных автодорог в той местности. При этом радиусы для капсул, несмотря на скорость, не будут больше, чем у скоростных ж/д - из-за разного типа "путей". Фактически капсула больше похожа на боб в бобслее, чем на вагонетку на кривых рельсах. Почему в бобслее гонщики не выпадают из боба, катящегося по вертикальной стенке на крутом повороте, я полагаю, не нужно объяснять? :) Как и пассажиры самолетов, когда он закладывает поворот с креном... И вообзе, американцы давно научились строить транспортные магистрали ровно и прямо.
3. "Сколько будут стоить такие "пути"? Дешевле, чем классические "аналоговые" - с отсыпкой и рельсами. Вся трасса изначально прокладывается на опорах. Это позволяет обойти много проблем - с землеотводом, с охраной среды, с безопасностью на "переездах". И очень ускоряет строительство. Технология отработана на сотнях уже давно работающих объектов по всему миру.
4. "А в случае землетрясения труба не упадет? Капсула о трубу не ударится?" Нет, не упадет и не ударится. Сейсмостойкость такой конструкции вполне достаточна для безопасной эксплуатации. Подобные - и более сложные, высотные и т.д. сооружения давно стоят в сейсмозонах. В том числе в Лос-Анжелесе с Сан-Франциско. В том случае, если все-таки упадет - это уже будет не самая большая головная боль пассажиров при таком катастрофическом землетрясении. Чтобы капсула "чиркнула" по стенке трубы, к ней должно быть приложено настолько большое усилие, что это опять же будет не самая большая головная боль пассажиров. Газ хоть и сжимается, но полностью "выжать" воздух между опорными поверхностями капсулы и трубой без разрушения оных - не получится.
5. "Какой длины будет фарш в случае аварии на такой скорости?" Во-первых, аварий там не должно быть, ибо система управляется компьютером. Который не пишет СМС за рулем, который не ведет с бодуна ну и т.д. Если кто-то еще не слышал про действующие рельсовые транспортные системы без машинистов - учите матчасть! Что касается фарша, то обезьяны сапиенс - то есть мы - заточены природой под скорости порядка 10 м/сек (36 км/ч). На больших скоростях наша психомоторика нас подводит. По этой причине в фарш только в США ежегодно превращаются больше 30,000 человек. По всему миру ежегодно больше миллиона человек. Такая вот необъявленная мировая война (по количеству убитых). А что может случится с капсулой в трубе, где нет даже встречки и левых поворотов? Страшно от цифры 1000+ км/ч? Когда появились паровозы, многие Ыксперты предупреждали, что скорости 30-40 км/ч смертельно опасны для пассажиров.
6. Еще раз - это не транспортная революция. Маск предлагает заполнить нишу - скоростной транспорт на средних дистанциях с большим пассажиропотоком и без промежуточных остановок. Поэтому и предлагает в качестве первой линии маршрут ЛА-СФ.
Что у него получится - будем посмотреть. Пока другие его проекты работают. Остальные глупости - про машины, ракеты, распил - я комментировал в ходе беседы. Но это делалось скорее для хозяина журнала, чем для авторов глупостей.
Пиздец, >>Мое образование и опыт позволяют мне профессионально говорить о технических вопросах этого проекта
Поясните пожалуйста: 1. Каким образом в одном месте достигается "разряжение 50 км" и слой воздуха в воздухоподшипниках? Нарисовать можете или хотя бы цифры с давлениями? 2. Где ставятся "линейные" электродвигатели? Т.е. там должна быть все же колесная пара приводимая в дв-е электродвигателем? 3. Разгерметизация. Как он обратно закачает, если воздух мгновенно по всей трубе разлетится? Какой там объем в капсуле? Вместо 2 мм рт ст будет 3? Как это поможет пассажирам? При таком давлении люди сами дышать не могут, да и не смогут одеть никакие маски. Это мгновенная потеря сознания и смерть. 4. Уклоны?? Боб?? Бобслей?? не смеши. Про перегрузки не слышал? Там половину от перегрузок подохнут. 5. Труба. Т.е. мы все понимаем, что чем больше груз, тем толще нужна труба.Чем сейсмичен район, тем толще должны быть трубы. Я согласен, что для перевозки полтонны в районе умеренной сейсмики (остальные полтонны вес капсулы) может и хватит трубы толщиной 10-15 мм и "дешевых" опор. Но полтонны - это всего 5 человек с багажем. Ок, я согласен даже на тонну, и 10 человек-) Но обычная ВСМ перевозит на порядок больше. Как быть с этим?
Что тут сложного? 4.Перегрузки легко считаются. Для 3 км радиуса и скорости 1000 км/ч это будет (1000*1000/3600)^2/3000/9,6, те 2,6 раза, причем это длительная перегрузка. Нет, здоровый человек, конечно, выдержит, тренированный тоже. А вот люди за 60, особенно с проблемой веса однозначно сдохнут. Для них перегрузка точно не более 1 должна быть. Т.е. пр такой скорости радиус должен быть километров не менее 9-10 5. Что тебя смущает? У меня достаточно образования и опыта, чтобы посчитать, тем более, что учился в Бауманке (конструирование ЛА, те ракет), а работаю строителем. ПС. С моделью я ознакомился, даже циферки на калькуляторе прикинул. Мне одно непонятно, чем они будут сжимать воздух, который почти вакуум, и имеет скоростной напор примерно 0,5 кПа до 9,4кПа, т.е.в 20 раз в объеме примерно 20 м куб/с? Это примерно соответствует характеристикам современный ТРД. Проблема только в том, что все современные ТРД и даже перспективные при таких давлениях (0,5 кПа) имеют окололунной КПД. Именно поэтому предельные потолки самолетов 20-25 км, да и то, за счет истекающей струи газов. У вертолетов, что более соответствует данной модели предел 9 км по высоте. И я уже не говорю про такую глупость, как то, что при таком сжатии воздух нагревается до 2500 градусов. Да, выше, скоростной напор при 1000 км/ч. При 500 он будет в 4 раза меньше, тут вообще, фантастика, видимо на брюхе будет скрестись об трубу-)))) Т.е. я все посчитал, как модель - она рабочая. Как реализация, только, если Макс изобретет чудо-компрессор, которого нет даже в отдаленной перспективе. В России это называется сферическим конем в вакууме.
> Т.е. пр такой скорости радиус должен быть километров не менее 9-10
Да хоть 20. В чем проблема? Трасса же не по улочкам старрогго Таллинна будет проходить. Я разве говорил, что его капсула должна по вертикальной стене ехать? Я только сказал, что ближайшая аналогия - бобслей.
> Т.е. я все посчитал, как модель - она рабочая. Как реализация, только, если Макс изобретет чудо-компрессор,
Почитайте на досуге, что писали про первые железные дороги :)) История технического прогресса - забавнейшая штука (для оценки степени человеческой глупости).
Да и ума тоже. Остроумию решений, примененных в конструкциях паровоза или огнестрельного оружия, иной раз хочется аплодировать. Да только кардинальная проблема в том, что применительно к возможностям оператора Хомо сапиенс технический прогресс практически достиг предела годам где-то к 1970-75, а большинство цивилизованных людей по инерции все еще живут в парадигме 19 века, когда техпрогресс представлялся золотым ключиком, способным открыть дверь в волшебную страну.
"технический прогресс практически достиг предела годам где-то к 1970-75"
Хомо Сапиенс - примитивная форма разумной жизни. Очень примитивная форма. Но резервы для технического прогресса еще имеет, так что не стоит так пессимистично. Главным образом - с переходом разума на другую форму.
Совершенно согласен. Но это означает, что сейчас на первый план выходят генетика и психология, содержащие потенциал изменения человека изнутри и открытия реальности, к-рую Хомо сапиенс попросту "не видит". А потом - да, возникнет пространство для новых технических решений.
Да какой там потенциал, у приматов то? :)) Спим треть жизни, жрем 1/10 жизни, реально что-то делаем 1/20 жизни. Причем большинство даже "сапиенс" назвать трудно :)
Но сначала я добавлю пару слов о себе. Журнал "Техника Молодежи" я начала читать в начале 70-х. Мое образование и опыт позволяют мне профессионально говорить о технических вопросах этого проекта. Я довольно неплохо представляю себе ситуацию на месте, хотя опускаться по Западному побережью южнее Сан-Франциско мне не приходилось. Я не отношусь к фанатам Илона Маска, хотя по роду занятий внимательно слежу за тем, что он делает, и знаю людей. которые с ним работают. Ездить на его Тесле мне не приходилось, но "подержать в руках" машину у меня была возможность. Такой тип автомобилей меня совершенно не интересует - я предпочитаю машины на колесах больше 35 дюймов с полным приводом. И я был крайне разочарован качеством изготовления Тесла.
Теперь собственно по проекту гиперкольца.
Это - не транспортная революция. Скорее - транспортная мутация и мимикрия :)
1. Сам Maск не принимает участие в разработке вагонеток капсул для транспортной системы. Он создает тестовый полигон. Скажем так, он прокладывает рельсы, паровозы должны создавать и испытывать другие. Это вполне логично. Маск имеет ограниченные ресурсы и время, которые сейчас уходят на проекты автомобилей и космическую программу. Но используя свою репутацию и связи, Маск обеспечивает доверие к проекту в целом. К тому же такое разделение на инфраструктурную часть и на подвижной состав создает вариантность. Как говориться, пусть разгоняются сто вагонеток.
2. Идеи Макса состоит в том чтобы создать высокоскоростную транспортную систему на "средних дистанциях", на которых воздушный транспорт не сможет успешно конкурировать с гиперкольцом. Для этого он предлагает создать транспортные капсулы, которые будут бегать на дозвуковой скорости в условиях крайне разряженной атмосферы, эквивалентной примерно 50 км над уровнем моря. На больших дистанциях, по мнению Макса, его гиперкольцо не сможет конкурировать со сверх- и гиперзвуковыми ЛА.
3. Техническое решение не вызывает у меня каких-либо принципиальных вопросов. Дозвуковая скорость снимает проблемы преодоления звукового барьера. Необходимое разряжение воздуха достигается за счет полной изоляции "рельсового пути" в трубе. В качестве "колесных пар" используется воздухоподшипники - слой воздуха между стенками трубы и опорными поверхностями капсулы. Что такое аэро хоккей, я не знаю, но как работает индустриальная установка с такими "подшипниками", наблюдал. Отлично работает. Система дает тот же результат, что и магнитная левитация, но несравнимо дешевле и надежнее. В движение капсулы приводятся вполне себе обычными линейными электродвигателями. За счет очень низких потерь от лобового сопротивления, двигатели устанавливаются не сплошной "лентой", а через значительные промежутки. Примерно как компрессорные станции на газо- и прочих проводах. Система управления - не сложнее, чем на современном автоматическом сортировочном узле.
Reply
1. "Что будет, если нарушится герметичность трубы или капсулы?"
Ничего не будет. Герметичность тубы изначально весьма условна. По этой же причине не используется вакуум. Все "негерметичности" трубы компенсируются постоянной откачкой воздуха. Как на ж/д транспорте и грузовиках тормозная система - подкачкой. Это один из плюсов пневмосистем - устойчивость к протечкам. Если нарушится герметичность капсулы, она компенсируется запасом воздуха на борту (компрессор в голове капсулы качает его из трубы во время движения). Вообще странное опасение. Как часто на самолетах происходит потеря герметичности в воздухе? А если уж и происходит, то это уже не самая большая проблема. При этом штатные механические деформации самолетов намного больше, чем этой транспортной системы.
2. "Как выдержать уклоны, радиусы и прочие параметры пути?"
Точно также, как они выдержаны для скоростных автодорог в той местности. При этом радиусы для капсул, несмотря на скорость, не будут больше, чем у скоростных ж/д - из-за разного типа "путей". Фактически капсула больше похожа на боб в бобслее, чем на вагонетку на кривых рельсах. Почему в бобслее гонщики не выпадают из боба, катящегося по вертикальной стенке на крутом повороте, я полагаю, не нужно объяснять? :) Как и пассажиры самолетов, когда он закладывает поворот с креном... И вообзе, американцы давно научились строить транспортные магистрали ровно и прямо.
3. "Сколько будут стоить такие "пути"?
Дешевле, чем классические "аналоговые" - с отсыпкой и рельсами. Вся трасса изначально прокладывается на опорах. Это позволяет обойти много проблем - с землеотводом, с охраной среды, с безопасностью на "переездах". И очень ускоряет строительство. Технология отработана на сотнях уже давно работающих объектов по всему миру.
4. "А в случае землетрясения труба не упадет? Капсула о трубу не ударится?"
Нет, не упадет и не ударится. Сейсмостойкость такой конструкции вполне достаточна для безопасной эксплуатации. Подобные - и более сложные, высотные и т.д. сооружения давно стоят в сейсмозонах. В том числе в Лос-Анжелесе с Сан-Франциско. В том случае, если все-таки упадет - это уже будет не самая большая головная боль пассажиров при таком катастрофическом землетрясении. Чтобы капсула "чиркнула" по стенке трубы, к ней должно быть приложено настолько большое усилие, что это опять же будет не самая большая головная боль пассажиров. Газ хоть и сжимается, но полностью "выжать" воздух между опорными поверхностями капсулы и трубой без разрушения оных - не получится.
5. "Какой длины будет фарш в случае аварии на такой скорости?"
Во-первых, аварий там не должно быть, ибо система управляется компьютером. Который не пишет СМС за рулем, который не ведет с бодуна ну и т.д. Если кто-то еще не слышал про действующие рельсовые транспортные системы без машинистов - учите матчасть! Что касается фарша, то обезьяны сапиенс - то есть мы - заточены природой под скорости порядка 10 м/сек (36 км/ч). На больших скоростях наша психомоторика нас подводит. По этой причине в фарш только в США ежегодно превращаются больше 30,000 человек. По всему миру ежегодно больше миллиона человек. Такая вот необъявленная мировая война (по количеству убитых). А что может случится с капсулой в трубе, где нет даже встречки и левых поворотов? Страшно от цифры 1000+ км/ч? Когда появились паровозы, многие Ыксперты предупреждали, что скорости 30-40 км/ч смертельно опасны для пассажиров.
6. Еще раз - это не транспортная революция. Маск предлагает заполнить нишу - скоростной транспорт на средних дистанциях с большим пассажиропотоком и без промежуточных остановок. Поэтому и предлагает в качестве первой линии маршрут ЛА-СФ.
Что у него получится - будем посмотреть. Пока другие его проекты работают.
Остальные глупости - про машины, ракеты, распил - я комментировал в ходе беседы. Но это делалось скорее для хозяина журнала, чем для авторов глупостей.
Reply
>>Мое образование и опыт позволяют мне профессионально говорить о технических вопросах этого проекта
Поясните пожалуйста:
1. Каким образом в одном месте достигается "разряжение 50 км" и слой воздуха в воздухоподшипниках? Нарисовать можете или хотя бы цифры с давлениями?
2. Где ставятся "линейные" электродвигатели? Т.е. там должна быть все же колесная пара приводимая в дв-е электродвигателем?
3. Разгерметизация. Как он обратно закачает, если воздух мгновенно по всей трубе разлетится? Какой там объем в капсуле? Вместо 2 мм рт ст будет 3? Как это поможет пассажирам? При таком давлении люди сами дышать не могут, да и не смогут одеть никакие маски. Это мгновенная потеря сознания и смерть.
4. Уклоны?? Боб?? Бобслей?? не смеши. Про перегрузки не слышал? Там половину от перегрузок подохнут.
5. Труба. Т.е. мы все понимаем, что чем больше груз, тем толще нужна труба.Чем сейсмичен район, тем толще должны быть трубы. Я согласен, что для перевозки полтонны в районе умеренной сейсмики (остальные полтонны вес капсулы) может и хватит трубы толщиной 10-15 мм и "дешевых" опор. Но полтонны - это всего 5 человек с багажем. Ок, я согласен даже на тонну, и 10 человек-) Но обычная ВСМ перевозит на порядок больше. Как быть с этим?
Reply
По пунктам 4 и 5 я не вижу смысла спорить с профессиональным икспертом...
Reply
4.Перегрузки легко считаются. Для 3 км радиуса и скорости 1000 км/ч это будет (1000*1000/3600)^2/3000/9,6, те 2,6 раза, причем это длительная перегрузка. Нет, здоровый человек, конечно, выдержит, тренированный тоже. А вот люди за 60, особенно с проблемой веса однозначно сдохнут. Для них перегрузка точно не более 1 должна быть. Т.е. пр такой скорости радиус должен быть километров не менее 9-10
5. Что тебя смущает? У меня достаточно образования и опыта, чтобы посчитать, тем более, что учился в Бауманке (конструирование ЛА, те ракет), а работаю строителем.
ПС. С моделью я ознакомился, даже циферки на калькуляторе прикинул. Мне одно непонятно, чем они будут сжимать воздух, который почти вакуум, и имеет скоростной напор примерно 0,5 кПа до 9,4кПа, т.е.в 20 раз в объеме примерно 20 м куб/с? Это примерно соответствует характеристикам современный ТРД. Проблема только в том, что все современные ТРД и даже перспективные при таких давлениях (0,5 кПа) имеют окололунной КПД. Именно поэтому предельные потолки самолетов 20-25 км, да и то, за счет истекающей струи газов. У вертолетов, что более соответствует данной модели предел 9 км по высоте.
И я уже не говорю про такую глупость, как то, что при таком сжатии воздух нагревается до 2500 градусов.
Да, выше, скоростной напор при 1000 км/ч. При 500 он будет в 4 раза меньше, тут вообще, фантастика, видимо на брюхе будет скрестись об трубу-))))
Т.е. я все посчитал, как модель - она рабочая. Как реализация, только, если Макс изобретет чудо-компрессор, которого нет даже в отдаленной перспективе. В России это называется сферическим конем в вакууме.
Reply
Да хоть 20. В чем проблема? Трасса же не по улочкам старрогго Таллинна будет проходить. Я разве говорил, что его капсула должна по вертикальной стене ехать? Я только сказал, что ближайшая аналогия - бобслей.
> Т.е. я все посчитал, как модель - она рабочая. Как реализация, только, если Макс изобретет чудо-компрессор,
Почитайте на досуге, что писали про первые железные дороги :)) История технического прогресса - забавнейшая штука (для оценки степени человеческой глупости).
Reply
Reply
Хомо Сапиенс - примитивная форма разумной жизни. Очень примитивная форма. Но резервы для технического прогресса еще имеет, так что не стоит так пессимистично. Главным образом - с переходом разума на другую форму.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment