Наконец, добрался до материалов по Чемпионату рабочих профессий, состоявшегося в Екатеринбурге (где я был четыре дня в начале ноября).
Мероприятие по факту называется гораздо сложнее: "II национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech". Но это объяснимо, если знать его предысторию. Оказалось очень интересное по сути мероприятие, хотя и довольно сложное для первоначального вникания.
Что же это такое? Что за чемпионат и зачем он проводится? В чём его суть?
Если вы помните, в Девяностые годы в Государстве Российском промышленность, а в особенности промышленность обрабатывающая, была перерублена т.н. "реформами". В тот период деградировали или обвально уменьшились не только отрасли промышленности, но был переломан хребет ещё и базовой структуре профессионального образования. Престижность рабочих профессий фатально упала, относительно советского уровня; в массовом сознании их заместили банкиры, финансисты, юристы, менеджеры и прочие завоевания периода свободного рынка.
И после периода мазохистского саморазрушения неизбежно настал момент, когда на повестку дня встал вопрос о восстановлении промышленности. О реконструкции уцелевшего после тотального погрома "реформаторов" советского наследия и даже иногда о новом строительстве. Это произошло ближе к середине нулевых, когда начало возрождаться судостроение, авиастроение, металлургия и некоторые другие отрасли промышленности. Однако в области кадров оставался досадный разрыв - ведь система среднего профобразования была разрушена, и нужно было что-то делать. А именно - возрождать эту систему, снова накапливать опыт, знания и кадры для восстановления. Но возрождать - дело сложное, долгое и более нудное, чем разрушение и радостные пляски на руинах.
* * *
Одна из граней возрождения - это подготовка молодых кадров для промышленности и работа над повышением престижности рабочих профессий. Но не просто "для промышленности", а для высокотехнологичных её секторов. Задумайтесь, логически - вот если сейчас строятся на верфях атомные ледоколы для освоения Арктики, клепаются "Калибры", которые потом летят за две тыщщи километров на точно определённую цель, создаётся истребитель пятого поколения в Комсомольске-на-Амуре или делается новая модель спутников для Глонасса, и так далее и тому подобное - то ведь где-то, кто-то и на чём-то всё это должен делать? Правильно?
Во-о-от. Правильно. Это всё берётся откуда-то, а не с неба. Делают это реальные люди, решая реальные проблемы. Одна из них, и довольно острая - рабочие кадры. Поэтому и появился - на стыке "нулевых" и "десятых" - в России такой чемпионат, как раз попав "в струю" этого непростого восстановительного процесса.
Изначальное происхождение у него европейское, зародилось движение в Испании, довольно давно.
Чемпионат проходит под эгидой некоммерческой организации WorldSkills International (WSI), которая основана аж в 1953 году. На сегодняшний день членство в ней имеют 72 страны. Своей миссией WSI называет привлечение внимания к рабочим профессиям и создание условий для развития высоких профессиональных стандартов.
В Россию это движение пришло в 2011 году, а первый отечественный чемпионат рабочих профессий состоялся в Тольятти весной 2013-го. Затем наша команда из финалистов национального чемпионата участвовала в мировом чемпионате в Лейпциге. Такие чемпионаты проводятся 1 раз в 2 года. В этом году мировой чемпионат рабочих профессий принимал бразильский Сан-Паулу, где сборная России заняла 14 общекомандное место из 59 стран и завоевала 6 медалей «За высшее мастерство». Кроме того, в 2019 году местом проведения будущего мирового чемпионата WorldSkills International выбрана Казань.
Итак, давайте смотреть, как выглядел
второй по счёту национальный чемпионат рабочих профессий.
2. Проходил он вот тут, на площадке "Екатеринбург-Экспо", близ аэропорта Кольцово.
3. Е-Экспо - это огромные павильоны-цеха с большими площадями.
Обратите внимание на цвета - красный, зелёный, жёлтый. Это не просто так, но о них - ниже.
4. Официальное название мероприятия. Как видите, довольно сложно произносится, можно ухо сломать.
5. В этот раз, на втором чемпионате, на Е-Экспо сумели разместиться 24 компетенции Чемпионата.
Что такое вообще "компетенция" и почему не "профессия"?
Компетенция - это набор базовых профессиональных навыков, понятий, терминов для какой-то определённой отрасли знаний на реальном производстве. Профессии могут с течением времени меняться - например, вчера был классический токарь, а сегодня это оператор станка с ЧПУ. Но компетенция остаётся той же - она шире понятия "профессия".
Какие тут были представлены компетенции (и по факту, номинации-дисциплины Чемпионата)?
1. Фрезерные работы на станках ЧПУ,
2. Токарные работы на станках ЧПУ
3. Мобильная робототехника
4. Электроника
5. Управление производственными процессами
6. Инженерная графика CAD
7. Мехатроника
8. Прототипирование
9. Металлообработка (листовой металл)
10. Сварочные технологии
11. Сетевое и системное администрирование
12. Электромонтаж
13. Холодильное оборудование и системы кондиционирования
14. Обслуживание/сборка авиационной техники
15. Лабораторный химический анализ
16. Промышленный дизайн
17. Реверсивный инжиниринг
18. Производственная сборка изделий авиационной техники
19. Лазерные технологии
20. Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты
21. Промышленная робототехника
22. Нейропилотирование
23. Аэрокосмическая инженерия
24. Управление жизненным циклом
6. Каждая компетенция-номинация была расписана по дням:
Цвета компетенций:
1) желтый - мировые компетенции, критерии оценки максимально стандартизированы
2) красный - в них участвуют также "юниоры" (10-17 лет), а не только молодые рабочие 18-28 лет
3) зелёные - экспериментальные компетенции, которые были введены впервые, в презентационном формате
Сразу скажу личное ощущение по первому вечеру, когда я сюда прилетел и мы с организаторами пошли по компетенциям: ощущение обрушившейся на меня огромной лавины новой информации. Просто колоссального количества. О существовании некоторых компетенций я вообще до этого не подозревал. Придя в отель, я обложился программами и долго пытался понять, что есть что, уточняя в интернете смыслы некоторых терминов.
Более того, весь полный следующий день у меня ушёл на то, чтобы въехать в предмет, или хотя б примерно практически понять, каков формат соревнований по тем или иным дисциплинам. Я ходил по зонам компетенций, разговаривал с экспертами по некоторым из них и только к концу дня появилось какое-то осознание того, куда я попал и как что выглядит, а также критерии соревнования участников. И понял, что нужно отграничить зоны внимания.
7. Вот, например, нейропилотирование. Я и не думал до этого, что данная сфера превратилась в практическую компетенцию, где всё вполне серьёзно. Если коротко, это управление приборами и/или компьютерными программами непосредственно импульсами головного мозга участника:
7а. Впрочем, мой коллега по Чемпионату
solomatin из Ижевска сориентировался в обстановке раньше меня, и у него есть
очень толковый репортаж в том числе и по этой номинации (нейропилотирование): как соревновались, что это такое и какие надо было продемонстрировать навыки.
8. Ещё компетенция, которая меня сперва озадачила. Но потом я понял, что сейчас, с
общим замедлением технического прогресса она обрела острую практическую значимость.
9. Допустим, нам надо восстановить производство Ан-124 (или, скажем, Ту-160), который делал когда-то Советский Союз и который уже 25 лет не выпускается, и кадры уже на пенсии. А надо - внести в производство и в некоторые детали самолёта нужные современные правки, и заново создать нужную оснастку для производства. Что затем? Вот этот самый реверсивный инжиниринг. И это проблема сейчас не только России, но и Соединённых Штатов и других держав.
10. На третий день я уже следил за процессом. Сперва, с утра, я было решил понаблюдать за компетенцией "Промышленный дизайн", однако она меня несколько разочаровала, простотой задания.
11. Базовым заданием там было создать дизайн зоны рекреации с мелкими элементами в спальном жилом районе. А я ожидал какую-то деталь или изделие - это было бы, на мой взгляд, интереснее и сложнее. В общем, пошёл дальше.
12. В области нефтехимии была своя большая компетенция - "Лабораторный химический анализ". Это была, кстати, единственная "женская" компетенция на чемпионате.
13. Но тут было крайне специфично для меня, по части критериев. И после общения со спецами по отрасли и что куда там идёт, тоже двинулся дальше.
14. И вот, наконец, на "Прототипировании" я завис надолго.
15. Тут удалось увидеть разные модели тех самых 3D-принтеров разной сложности, о которых так много шума и про которые широкая публика практически так мало знает. Начиная с самых простых, для юниоров.
16. После ознакомления с процессом стало понятно, как вообще формируется 3D-модель, какие материалы используются и какие ограничения существуют на сложность прототипа. Воистину, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. На фото - команда от РКК "Энергия".
17. Одна из моделей 3D-принтера. Сразу подчеркну - тут не было цели сделать какой-то сверхсложный концепт, смысл был в том, чтобы участник создал модель, максимально приближенную к заданию.
18. Ещё одной интересной компетенцией оказалась "Промышленная робототехника". Актуальность велика - скажем, на том же мега-Юлмарте-складе, о котором я недавно писал, поиск и доставку нужной детали из десятков тысяч позиций делает не человек, а робот. Это актуально и для авиастроения, и вообще для машиностроения в целом.
19. Можно было увидеть процесс настройки, отладки и использования промышленных роботов на практике. Конечно, задание тут было упрощено (по типовым мировым стандартам для чемпионата), но оно всё же было далеко не простым.
20. А это уже гоняют механизм на тестировании. Даётся пара попыток, а потом уже соревнование на время.
21. Но всё же самым главным за всё время пребывания оказалось для меня понимание того, что из себя представляет сейчас современный станок с ЧПУ, как вообще строится задание на обработку сложной детали и что умеют такие станки на практике. То есть, первые две компетенции.
22. Тут я пробыл дольше всего и много пообщался с участниками команд, по части станкостроения, что у нас с ним происходит и на чём делают детали для авиации или атомной отрасли. Команд было довольно много - от ГАЗа и предприятий Ростеха до Росатома и ОАК.
23. Впрочем, о состоянии станкостроения и проблемах с ним я расскажу во второй части, а тут просто покажу те станки, на базе которых соревновались команды. Они теперь радикально непохожи на те, что я видел всего 25-30 лет назад, в позднесоветское время. Тут прошла целая эпоха.
24. Данные лицензионные станки (производство - Ульяновск, лицензия - Германия/Япония) поставили спонсоры Чемпионата, заинтересованные в выявлении способных молодых кадров. На фото - точная настройка параметров обработки для "соревновательной" детали.
25. За ходом обработки детали можно наблюдать на мониторе.
26. Ещё одна интересная компетенция, за которой я понаблюдал там, на месте - это работа с авиационной техникой. Точней, двигателестроение. Сборка, монтаж, проверка, обслуживание. Очень трудная и наукоёмкая сфера. Огромное количество своих нюансов и терминов.
27. Привозят совершенно реальный авиадвигатель.
28. Нужно его "доделать" и обслужить, подготовив к испытаниям. Время лимитируется. Результат проверяется специальной оснасткой и диагностическими приборами.
29. Ну и наконец, сварочная компетенция, критически важная для многих отраслей. Здесь участники работали в своих персональных кабинках с тёмными стёклами, и за их работой можно было наблюдать от начала и до конца.
30. Вот как-то так выглядел процесс. Деталь была типовой и одинаковой для всех. А по конфигурации - коварной и непростой, нужно было сперва разобраться с последовательностью работы.
31. Затем готовые детали участников несли на специальный стенд и испытывали водой под высоким давлением. Это была, кстати, очень зрелищная номинация - на неё сбегались со всех соседних номинаций, когда несли деталь под испытания. И если брак - то деталь давала невероятно крутую фонтанную феерию! Впрочем, я самых крутых фейлов не дождался, их застали более терпеливые.
* * *
Кроме "соревновательной", была ещё и большая презентационная зона.
Я о ней там, на месте,
делал немного зарисовок, но тут дополню некоторые важные моменты.
32. На этой площадке проводились самые разные мастер-классы - от поваров до сантехников и деревообработки; те, что не вошли в Hi-Tech компетенции.
33. Я отметил в презентационной зоне невероятное засилье дронов-беспилотников. Реально, очень модная и востребованная отрасль. Дронами там даже для потехи привозили леденцы, с другого края цеха - постоял в очереди и получил свой :)
34. Также, молодёжь ("юниоры" 10-16 лет) практиковалась в сборке и отладке простых 3D-принтеров и умению с ними обращаться. Но это вне формата соревнований, не на время. А как просто тренировка.
35. Большое предложение транспортных тренажёров. Можно было покататься на карьерном самосвале, КАМАЗе, электровозе "Синара" и ещё немалом количестве техники.
36. Ну и конечно, разнообразные "внесоревновательные" манипуляторы и роботы - сборка, раскрой и много всякого такого разного.
37. Не могу не упомянуть и содержательное общение - в тех отраслях, которые далеки от столиц, и из которых практически нет никаких новостей, однако которые составляют важную часть российского ВПК. Говорю же, информации было просто море, и совершенно несравнимо с той душной атмосферой штампов и страшилок, которыми нас щедро кормят СМИ, да и блогосфера тоже. Настоящая "прочистка мозгов" вне сферы пропаганды.
Вот как-то так выглядел Чемпионат, если смотреть на него с сугубо "описательной" колокольни.
А во второй части этого цикла (которая пока ещё не готова и в осмыслении) я постараюсь дать и аналитическую картину состояния компетенций, относительно среднемирового уровня, и свой личный рейтинг отраслей российской промышленности - от сравнительно благополучных до весьма проблемных - так, как они увиделись мне после общения с экспертами с мест.
Окончание следует