Любопытное свидетельство о том, как создавался единый Главсевморпуть в начале 1930-х.
Интересно, что Сталин сравнивал его с Ост-Индской компанией, "но без пушек" :)
В 1932 году закончился поход "Сибирякова" под руководством Отто Юльевича Шмидта. Впервые в истории Арктики пароход прошел Северным морским путем за одну навигацию, без зимовки, что в свое время не удалось таким знаменитым исследователям Арктики, как Норденшельд, Амундсен, Нансен. Опыт "Сибирякова" был настолько впечатляющим, что после окончания экспедиции О.Ю. Шмидт был приглашен в правительство для сообщения о походе. Ему и В.В. Куйбышеву было поручено подготовить доклад с предложениями о возможностях плавания по Северному морскому пути и о том, что необходимо сделать, чтобы суда могли плавать регулярно. Была собрана группа людей, уже работавших в Арктике, и в частности, в Комсеверопути, где я тогда работал. Пригласили и меня.
Мы готовили этот доклад почти до самого заседания, вносили поправки прямо в кабинете Куйбышева, который помещался тогда в здании в самом начале Калининского проспекта, где теперь находится Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Кабинет был угловой, нас было много, все отчаянно курили, стоял сизый дым, хоть топор вешай. Рядом в комнате стучали машинистки. Куйбышев и Шмидт часто заходили и торопили нас. В конце концов взяли папку и через Троицкие ворота пешком пошли в Кремль. А мы остались ждать, чем все это кончится, и опять курили.
Часа через два они возвратились. Куйбышев всю папку шлепнул на стол и сказал: "Никуда не годится! Все надо переделывать!" Но мы увидели лукавое выражение глаз и у него, и у Шмидта, не такое, когда приходят с неудачей. Сели. Куйбышев: "Хоть окна отворите! Дышать нечем!" И они начали рассказывать. Рассказчики оба были прекрасные. В основном говорил Куйбышев, а Шмидт вступал время от времени, подавал реплики.
Услышали мы примерно следующее. По нашему проекту мы всем наркоматам надавали десятки распоряжений. Разные объекты должны были строить различные организации, в чьем ведомстве находились те или иные функции. Скажем, Наркомпочтель должен отвечать за строительство радиостанций, Внешторг должен был закупать ледокольные пароходы и т.д.
Когда все это доложили на Политбюро, Сталин, который, покуривая трубку, ходил вдоль стола, спросил: "Вы думаете, это все можно осуществить?" Ответили: "Если будет решение". Сталин: "Покажите, где это ваше Тикси?" Шмидт подошел к карте и показал. Сталин хмыкнул: "Ну да! Мы этот Наркомвод каждую неделю ругаем за то, что он нефть из Баку по Волге не может как следует перевезти, а вы хотите, чтоб он думал о вашем Тикси, порт там строил? Он же думает, что завтра получит выговор за перевозку нефти, а за ваши дела, за Тикси, выговор ему грозит года через два-три. Не сделает он ничего в Тикси!"
Примерно такой же разговор был и по Наркомпочтелю, который газеты вовремя доставить не может. Куда ему радиоцентр строить на Диксоне! Шмидт показал на карте Диксон. "Нет, не будет он Диксоном заниматься, кому-нибудь поручит. Так дело не пойдет! Арктика - вещь сложная. Надо создавать организацию, которая отвечала бы за все. И знала бы - отвечает за Арктику и больше ни за что. А мы с нее спросим - и строго! Тогда у вас дело пойдет. Давайте сделаем по-другому. Бумаги переделайте, а мы напишем постановление: создать при Совнаркоме Главное управление Северного морского пути, поручим ему проложить путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать его, содержать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания. Пока хватит".
Документы были переделаны, и Совнарком и Политбюро приняли серьезное решение. Вся территория Полярного круга поручалась Главку со всеми отраслями народного хозяйства, начиная с транспорта, строительства промышленных предприятий и кончая торговлей, заготовками пушнины, созданием культурных баз, школ, больниц. Сталин сравнил эту организацию с когда-то существовавшей Ост-Индской компанией. Только у нас построена она должна быть не на крови, не на костях местного населения, а на базе поднятия их культуры. Пошутил, что вот у Ост-Индской компании были свои войска для подавления восстаний, а у нас все должно решаться мирным путем, поэтому "пушек Шмидту не давать!" На основании этих указаний Сталина позже было разработано большое постановление о строительстве новых ледоколов, которых тогда не было, о создании полярной авиации, развитии промыслов, промышленности, о строительстве новых заводов.
Так состоялось рождение Северного морского пути. Мы начали работать. Приказ 1, который отдал Шмидт, датирован 1 января 1933 года, так как с этого дня началось финансирование, открывались счета, штабы и т.д. Помещались мы тогда в маленьком домике рядом с гостиницей "Россия", там сейчас восстановлена церковь.
Надо было набирать людей, создавать авиацию.
(
отседова)