Гонконгская South China Morning Post выложила вторую часть статьи (про 1-ю часть
тут) про покупку у Украины через подставное лицо ТАвКР "Варяг" (будущий "Ляонин") со всей конструкторской документацией. Окончание статьи посвящено одиссее проводки авианесущего крейсера через три океана и несколько морей, на новую родину в Поднебесную:
"Миссия невыполнима-2: долгая дорога домой" После заключения сделки по первому китайскому авианосцу перед Сюй Чжэнпином встал новый вызов: как провести его в Китай?
[...] Сюй заключил сделку по итогам нескольких дней переговоров, насыщенных алкоголем, и к 30 апреля 1999, после осуществления финального платежа, огромный корабль перешел в его собственность - ему оставалось лишь отбуксировать его домой в Китай.
На курсе в родную гавань
Украинская судоверфь чётко оговорила, что не берет на себя ответственность за переход корабля из Черного моря в Китай. Буксировка корпуса в Атлантику и далее до нового порта базирования в г. Далянь, стала головной болью самого владельца.
Его команда заключила контракт с голландской компанией International Transport Contractors' (ITC) на буксировку по всему маршруту и 14 июня 1999 перегонная команда и буксир Sable Cape, наконец, подняли якоря. Всё было очень просто, покуда караван не достиг пролива Босфор.
Отношения между Китаем и США ухудшились в последние недели перед отплытием. 7 мая 1999 ВВС США разбомбили здание китайского посольства в Белграде в ходе воздушной войны против Югославии, спровоцировав тем самым антиамериканские протесты в Китае. Вследствие сложившейся ситуации, Турция, будучи членом возглавляемого США блока НАТО, запретила проводку авианосца через проливы. Команда выжидала еще месяц, но Турция была непреклонна и авианосец вернулся на Украину.
"Я чувствовал себя абсолютно беспомощным в течение того месяца, что корабль провел на рейде у входа в Босфор. В какой-то момент я приготовился к худшему: мы скорее бы затопили гигантский корабль на дне пролива, чем позволили бы ему попасть в руки стран, враждебных Пекину - как например Японии", - рассказывал Сюй.
2. Проводка "Варяга", 1-й этап (европейско-средиземноморский)
Корабль томился в черноморском порту еще 15 месяцев, пока ветер не сменился в пользу Сюй. В Пекине, после многих лет сопротивления, руководство переменило отношение к проекту. Вопросы обороны вновь возникли в повестке дня после бомбардировки посольства и идея обладания авианосцем для сдерживания США стала более привлекательной.
В апреле 2000 тогдашний председатель КНР Цзян Цзминь посетил Анкару. Он пообещал стимулировать китайских туристов посещать Турцию и открыть рынок его страны для турецких товаров. Это сработало и 25 августа 2001 Турция приняла решение разрешить проход авианосца в Средиземное море. Авианосец вновь вышел в Черное море. Турецкие власти закрыли проливы для судоходства 1 ноября 2001, чтобы пропустить огромный корабль и его эскорт из 11 буксиров и 15 спасательных судов.
Однако, шторма оборвали тросы, соединяющие авианосец с буксирами, снова поставив осуществление всего проекта под угрозу. В какой-то момент корабль свободно дрейфовал на протяжении 4 дней в Эгейском море вблизи остова Скирос, пока на него снова не удалось завести буксир.
Оставшуюся часть года авианосец медленно шел за своими буксирами по Средиземному морю, сквозь Гибралтар и в Атлантику. Затем караван обогнул мыс Доброй Надежды, прошел Малаккским проливом и 3 марта 2002 пять буксиров поставили корабль к стенке Даляньского порта.
3. Проводка "Варяга", 2-й этап (океанский)
Сюй вспоминал, что это было сравнимо с тем, как будто "заблудший сын возвращается домой":
"Но я не испытал окончательного облегчения, пока он не был формально введен в строй нашего флота через 12 лет. Ощущение было такое, как будто я увидел, как мой сын вырос и женился".
Сладко-горькое послевкусие
...Это было отрадное чувство, но у Сюй также осталось сладко-горькое послевкусие - он был вынужден также взять на себя оплату простоев в порту и стоимости буксировки.
"20 миллионов долларов США было лишь аукционной ценой авианосца. По факту же всего я оплатил более 120 миллионов доларов по этой сделке, с 1996 по 1999 год. Но до сих пор не получил ни единого фэня от правительства. Я просто передал корабль военно-морскому флоту".
Чтобы оплатить счета, Сюй был вынужден продать в 1999 г. свой роскошный дом на горе The Peak в Гонконге), по адресу 37 Deep Water Bay Road, и заложить 26000 кв.метров недвижимости на острове Peng Chau.
Источник, осведомленный о подробностях сделки по авианосцу, сообщил, что Сюй был вынужден взять на себя расходы, поскольку многие из офицеров флота, которые убедили его взять на себя эту миссию, либо умерли, либо попали в тюрьму. "Ji Shengde, бывший глава разведки ВМФ, поручил Сюй заключить сделку", - сообщил источник. "Однако, Ji был отправлен в отставку и получил отложенный смертный приговор в 2000 г. за своё участие в деле о контрабанде в провинции Фуцзянь".
По мере того, как задержка следовала за задержкой и затраты росли, Сюй был вынужден продолжить распродажу личных активов. Он также не мог уделять достаточное внимание собственному бизнесу". Ему пришлось влезть в долги у своих гонконгских знакомых, включая заем в сумме 230 миллионов гонконгских долларов у одного из друзей.
"Я потратил 18 лет на то, чтобы полностью выплатить долги, включая проценты, погасив последнюю задолженность в этом году. Я почувствовал громадное облегчение, поскольку моему другу уже 81 год, а я пообещал себе полностью выплатить долг покуда он еще жив."
4. Проводка "Варяга" по Босфору
Минное поле закона
Сюй оказался вовлечен в несколько судебных процессов из-за своих долгов. "Как будто бы у меня до сделки было в распоряжении три полноценных армейских полка, но в результате я остался лишь с одной полевой кухней", - рассказывал он.
Согласно изложенному в книге China's Carrier, опубликованной издательством China Development Press, Сюй в течение многих лет продолжал торговаться с Государственным Советом о выплате компенсации, но Пекин в итоге возместил лишь аукционную цену в размере 20 миллионов долларов США, настаивая на том, что прочие расходы могут быть оплачены, лишь если Сюй предоставит чеки или расписки.
"Это нелепо и несправедливо. Как можно было получить расписки от украинцев за угощения, подарки и стопки доларовых купюр? И как насчет прочих расходов при сборе средств?" - сообщил источник, знакомый с подноготной сделки. Эти расходы включали, например, 6 миллионов гонконгских долларов, уплаченных за официальный документ от правительства Макао, который позволил поддержать легенду о будущем казино при покупке корабля.
Один из друзей Сюй рассказал, что расходы по сделке обернулись для Сюй существенными финансовыми проблемам. "В течение долгих лет он был вынужден опираться на финансовую поддержку своих друзей. Он даже не мог оплатить обучение своих двоих сыновей за границей К счастью, оба парня получили полные стипендии от двух университетов США благодаря своим баскетбольным умениям".
Сюй рассказывал, что центральное правительство отказалось платить, поскольку "у ВМФ не было достаточного бюджета в конце 90-х годов ввиду плохого состояния китайской экономики в то время". [...]
Но сделка по авианосцу тем не менее доставила Сюй немалое удовлетворение. "Некоторые военно-морские эксперты говорили мне, что моя сделка помогла стране избежать не менее чем 15 лет дополнительных научно-исследовательских работ", - сказал он. "Я был неустрашим и полон воли выполнить свою миссию. В результате, это косвенно подтолкнуло центральное правительство сменить свою оборонную политику."
* * *
Ещё по теме:
Проход экс-"Варяга" через Босфор Благодарю
lepus_martius за содействие в переводе статьи.