Железнодорожный парадокс донбасской войны

Aug 10, 2014 14:45

Больше всего в донбасской войне меня поражает то, что несмотря на все бои и обстрелы, порой принимающие крайне ожесточённый характер, до сих пор курсируют поезда по основным направлениям. Пусть с задержками, но ходят и приходят на место назначения. Это как если бы в феврале 1945-го, во время Восточно-Прусской операции, ходили бы курьерские поезда Москва - Кёнигсберг или через зону боёв советских войск и вермахта проходили бы транзитные составы Ленинград - Штеттин.
Можно, к примеру, из Питера свободно купить билет в ад - до Донецка. На любой выбранный день, состав УкрЗализницы. Несмотря ни на что, полноценное сопряжение систем бронирования РЖД и УЗ осталось и работает, и ходят составы. Вот, даже и на завтра:



2. Ещё удивительней то, что места в плацкарте заполнены почти полностью! Причём я проверял: может быть, это только до Белгорода, или даже раньше? А дальше нет? Оказывается, и дальше вполне себе заполнены. То есть, кто-то всё равно пользуется поездом - уже на внутреннем плече УЗ Харьков - Донецк. И затем пассажирский состав преспокойно приходит на вокзал Донецка.


Если где-то взорвано (а рельсовая война идёт пульсирующе), то диспетчера просто меняют маршрут следования и пользуясь чрезвычайно густой сетью ж/д, проводят поезда по другим путям/линиям. В том числе и по зоне контроля новороссийских ополченцев. Так что, я полагаю, есть какая-то непубличная договорённость о том, чтобы не трогать поезда УЗ/РЖД. Иначе бы мы давно уже созерцали ужасы взорванных или пущенных под откос пассажирских поездов.

Иногда, впрочем, поезда отменяют или укорачивают - по причины вывода из строя инфраструктуры:
"В результате боевых действий пострадала железнодорожная инфраструктура на участке Рутченково-Мандрыкино-Доля. В связи с этим с 9 августа отменен поезд №84 сообщением Мариуполь-Киев" (УНИАН)

Также вчера (9 авг) укоротили поезда №78 Мариуполь - Москва и № 69 Мариуполь - Донецк - Львов (будут временно отправляться со станции Донецк). Расшифровываю для непонятливых: из воюющего прифронтового Донецка и посейчас можно уехать на прямом поезде и во Львов и в Москву. И в Санкт-Петербург тоже. Восстановительные поезда УЗ работают также на всю катушку, постоянно чиня взорванные пути и малые мосты/трубы. Сейчас у них чуть ли не круглосуточная вахта. Жаль только, про всё это не пишут, зациклившись только на военной стороне дела.

Некоторые поезда пропускаются даже до станции Краснодон (!), что в самой глубине зоны контроля ЛНР и почти у границы с Россией. Как решается вопрос контроля таких сообщений с территории Украины, я не в курсе. С товарными поездами сложнее: пока что парализован чаплинский ход, главный для грузового сообщения из Донбасса. Впрочем, предприятия и шахты Донбасса сейчас ударными темпами разрушаются, так что и потребность в движении очень скоро будет гораздо меньше. Раза в три-четыре меньше, чем при бестолковом "тиране"-Януковиче и Старой Украине.

Частично сохранилось и пригородное сообщение (!!!), тоже по волшебству не ведающее границ фронтов:

Пригородные поезда Донецкой железной дороги курсируют на участках: в Донецкой области на участках Мариуполь - Волноваха - Донецк - Ясиноватая, Авдеевка - Красноармейск - Чаплино, Ясиноватая - Константиновка - Славянск - Красный Лиман; в Луганской области на участках Родаково - Луганск, Сентяновка - Родаково, Коммунарск - Родаков. (+)

3. Одной из главных потерь ополченцев в конце июля стала узловая стратегически важная станция Дебальцево. Кроме того, там же проходила одна из двух главных автодорог, связывающих ДНР и ЛНР через Енакиево - Алчевск (которые, напомню, так и не объединились, несмотря ни на что).


Впрочем, потеря станции как узла для Новороссии не была особо важна: так как все отряды ополчения, как донецкие, так и луганские, не используют железнодорожный транспорт для своих целей. От слова вообще. Ни для переброски бойцов, ни для переброски тяжёлой техники. Кроме, разве что, "гуманитарных" грузов. Парадокс: посреди независимых республик преспокойно функционирует инфраструктура, подчиняющаяся вражеской стороне, пронизывая буквально всю их территорию контроля. Правда, не совсем преспокойно: военные действия сужают пропускную способность линий и периодически выключают на несколько дней какие-то участки - и тем не менее движение УЗ стабильно сохраняется. Как будто бы нейтральный Викжель проводит свои поезда между белыми и красными в 1919-м.

Этот парадокс деятели Новороссии пытались решить в свою пользу ещё в мае (20 мая, до выборов Порошенки), в романтический невоенный период - однако ничего не вышло. "Гражданская" часть деятельности по строительству Новороссии оказалась провальна, как показали последующие события. Толком ничего не построили, и к тому же всё время продолжалась мутная чехарда с кадрами, постоянно тасуемыми. "Твёрдая рука" так и не появилась, единоначалие, так важное в кризисно-военное время, не состоялось.

Так вот, контроль над железными дорогами не увенчался успехом - и началась "рельсовая война". К концу июня она достигла пика, а потом незаметно пошла на спад, несмотря на эскалацию военных действий. Для меня очевидно, что такое странное положение дел - на 90% результат непубличных договорённостей, а не случайность. УЗ держит нейтралитет, обеспечивая пассажирское сообщение через линию фронтов, и в том числе внутри ДНР/ЛНР, а стороны меж тем воюют, кровь льётся рекой. Такая вот интересная война.

Вот, из свежего, как пример:

В связи с боевыми действиями с 6 августа отменяется курсирование поезда №764/765 сообщением Днепропетровск - Донецк. Также с 9 августа отменяется курсирование поезда №134/133 сообщением Киев - Ясиноватая отправлением из Киева и с 10 августа отправлением из Ясиноватой.

Вместе с тем с 9 августа назначается курсирование поезда №126/125 сообщением Киев - Ясиноватая. Периодичность курсирования - ежедневно, составность - 14 вагонов (8 плацкартных, 5 купейных и 1 класса люкс). Отправление поезда №126/125 из Киева начиная с 9 августа в 14.24, прибытие в Ясиноватую в 5.12. Отправление из Ясиноватой начиная с 10 августа в 18.34, прибытие в Киев в 9.40.

(напомню, Ясиноватая - под контролем ополченцев, и все эти поезда идут через линию фронта)

4. Узел Дебальцево с ж-д точки зрения. Не самый маленький, но важен больше как развилка магистральных линий.


5. Дебальцево также интересно с точки зрения нарастания т.н. "новороссийских сказок". Картографы, рисующие общие схемы для "болельщиков Новороссии" в Интернете, долго не решались признать его потерю на карте, и клепали фантастические схемы из параллельной реальности не менее 10 дней. Вот на схеме 6 августа (длинная красная стрелка от меня) оно ещё отмечено как будто бы в Новороссии, хотя ещё 28-30 июля они были выбиты из города и станции частями ВСУ.


6. При этом, одновременно захожу на кассадовский "Военный маркер", и смотрю, что же с Дебальцево. Там пишут русским языком, что на 30 июля "почти полностью контролируется ВСУ".


Но общая карта по-прежнему обманывает зрителей, вкалывая им успокаивающий морфий в мозг (эта ситуация с пропагандой была мной разобрана в материале " Портрет украинской армии") и две картины происходящего всё больше расходятся. И только 8 августа картографы чуть-чуть отодвинули линию фронта, при том, что и сейчас зритель не поймёт, чьё же там это Дебальцево. При этом ложные карты никак не отменяют того факта, что Дебальцево прочно контролируется украинцами, да и войска ДНР это прекрасно знают - так что морфий в мозг предназначен только для пламенной публики, горячо болеющей в интернетах.

Однако гораздо серьёзнее ситуация около Донецка.
Там находится одна из самых густых и сложных конфигураций ж/д сети в экс-СССР. Может быть, даже самая-самая, после московского узла. Станция Ясиноватая, примыкающая с северу к Донецку - одна из пяти самых огромных в позднем СССР (в компании со Свердловском-Сорт., притюменской Войновкой и др.). Именно там сортировался промышленный трафик с мощного донбасского промышленного комплекса.

7. Вот, оцените сложность узла Ясиноватая


8. Можно посчитать количество путей:


9. А так все выглядит на спутниковом фото 2013 года (небольшой фрагмент станции, примерно 1/4):


Конечно, интенсивность со времён СССР убыла, примерно вдвое, но и при позднем Януковиче ещё была очень и очень серьёзной. Донбасс работал весьма интенсивно, несмотря на упадок ряда шахт и заводов.

До Ясиноватой война дошла 27 июля, когда она первый раз была обстреляна украинской артиллерией. С Ясиноватой же 3-4 августа произошёл анекдотический случай: пресс-центр СНБО в Киеве заявил о её взятии, но буквально на следующее утро сконфуженно отработали назад (то есть, имела место обыкновенная утка):

[...] По словам собеседников агентства, «Ясиноватая и сегодня (5 августа) остается полностью под контролем террористов, по всему городу расставлены их блокпосты, на железнодорожном вокзале постоянно дежурят вооруженные «ДНРовцы». И, конечно, нигде никаких украинских флагов», - заявляют с сожалением жители Ясиноватой. Они не могут объяснить, что стало поводом для распространения ложной информации об освобождении города украинскими военными и продолжают надеяться, что скоро части Нацгвардии войдут в их родной город. В свою очередь, спикер АТО Алексей Дмитрашковский на просьбу корреспондента УНИАН объяснить, почему появилась информация об освобождении украинскими военными города Ясиноватой, ответил: «Пока не могу ничего объяснить… Но, на самом деле, мы туда пока еще не заходили. Пока нет». (лексика УНИАН, но по смыслу понятно, что сутками ранее безбожно врали)

* * *
Примеры с Дебальцево и с Ясиноватой хорошо показывают, что идёт жестокая информационная война, в целях военной пропаганды врут обе стороны и доверять любым сведениям сразу нельзя: всё надо перепроверять.

10. Донецкая линия фронта выглядит примерно так (реконструировано по сведениям СНБОУ и "Русской весны" и сведено к одному знаменателю, пунктир показывает расхождение линии контроля от разных источников):


Видите, донецкий аэропорт под контролем ВСУ, более того - он деблокирован и получает стабильное снабжение. Армия может совершенно спокойно завезти туда тяжёлые орудия и терроризировать столицу Донбасса обстрелами, а через краматорский аэродром и далее автодорогами - получать подкрепления живой силой новых мобилизованных. Это будет трудно только в том случае, если ополчение начнёт контрбатарейную борьбу. Но есть ли у них достаточное количество средств для этого? Не знаю.

До границы Ясиноватой - порядка трех километров, полчаса хода пешком. До донецких северных районов - 2-3 км, тоже совсем рядом. В 15-км зоне обстрела находится теперь почти весь Донецк.

Дальше предсказать ход событий несложно, учитывая простоту и понятность метода украинской армии:
1) Донецк будет методично выноситься тяжёлой артиллерией, "Градами" и "Ураганами", разрушая засечённые огневые точки,
2) Штурмовые подразделения ВСУ будут нащупывать слабые точки, пытаясь обнаружить нестойкие подразделения ополченцев, и бить именно туда,
2) Штурм города в случае серьёзного сопротивления ополченцев может длиться полтора - три месяца,
3) Количество жертв Киев не остановит: сейчас мы имеем дело с идеократическим режимом, который внутренне мобилизовался, а не с хаосом образца марта - начала апреля, плюс он чувствует за спиной прочную поддержку САСШ,
4) К ноябрю город будет разрушен на 25-30%, все запасы исчерпаны, он превратится в Сталинград,
5) Россия не впишется, её политическое поведение уже вполне определилось.

И я даже могу заранее предсказать посты в жж по теме, их примерное содержание и тональность видео и фото. В постах будет много "укропской" подбитой техники, крови, жертв, разрушенных домов. Много бурных аплодисментов интернет-болельщиков, одурманенных сладким морфием в мозг от новороссийских пропагандистов, но не следящих за динамикой общей стратегической ситуации.

Однако запасов советской техники (+ учитывая ремонтные возможности Харькова) украинцам хватит примерно на 9-10 месяцев, так что война перейдёт в соревнование организационных систем - а в ней у ополченцев шансов нет. Не может Гуляй-поле всерьёз конкурировать с государством, пусть и кособоким. Никакое эффективное объединение сил, отрядов, частей у Новоросссии не просматривается - это по-прежнему конгломерат независимых формирований. Бросили "казаки Козицына" позиции - сразу же серьёзный кризис по фронту и угроза полного окружения Донецкой агломерации. А по мере сужения территории контроля стойкость частей вряд ли будет повышаться.

Упадок Донбасса и разрушение Донецка Новой Украине, как ни странно на первый взгляд, вполне себе выгодны:

а) обезлюживается враждебный регион (полагаю, не менее чем на треть),
б) уничтожается промышленность, которая потребляет дорогой вражеский газ,
в) не нужно более организовывать жизнь в сложнейших инфраструктурных формах, наследии советской эры - для национального государства это не нужно,
г) выбивается почва из-под экономической основы враждебного олигархического клана,
д) Донецк окончательно превращается в ординарный город-полумиллионник второго плана, больше не конкурирующий со Львовом и Днепропетровском, и не поставляющимй свои кадры в украинскую власть,
е) зато остаётся территория, где можно строить свои порядки по праву победителя.

Такие дела.

Донецк, железные дороги, анализ, Украина, размышлизмы

Previous post Next post
Up