11 октября вечером я покинул остров Хайнань и утром 12-го поездом достиг города Гуанчжоу, который ранее был известен европейцам как Кантон.
Останавливаться тут и смотреть его я изначально не планировал, рассматривая его только как транзитный, но течение поездки повернулось иначе. Впрочем, в итоге я не пожалел - город оказался своеобразный и интересный. Хотя, с поезда он смотрится некрасиво - этакое хаотическое и огромное нагромождение фабрик и спальников среди разных проток Жемчужной, а железной дорогой я его пересёк по двум направлениям - на север (из пров. Хунань) и на запад (по пути на Хайнань).
Просматривая материалы по городу, я пришёл к выводу, что первый пост стоит посвятить колориту и особенностям города, а он весьма выделяется среди китайских мегаполисов. Второй пост будет посвящён мемориалу Сунь Ятсена - ведь тут, в Кантоне, базировалось первое правительство Китайской республики, которое рассматривается как независимое. Третий - метро и лёгкое метро. И, наконец, четвёртый - вечернее любование Башней с противоположного берега реки Жемчужной.
Итак, часть первая. Погуляем по городу, вникнем в его своеобразие.
Самое интересное в Гуанчжоу-Кантоне - это его отдельность и утончённость.
Отдельность заключается в том, что тут свой язык, который политкорректно зовётся диалектом китайского. Но он настолько отличается от канонического путунхуа, что китаец, не знающий местного диалекта, просто не поймёт местного. Придётся писать иероглифы - они единые. Люди тоже отличаются - но это понимаешь, если предварительно уже посетил пяток - десяток других мегаполисов.
Второе базовое качество города для меня было крайне неожиданно, и после двукратного пересечения его железной дорогой я был готов к худшему - что придётся увидеть этакий азиатский хаос-скопище построек, кишащий-спешащий муравейник. Но то, что находится внутри исторической городской черты, полностью опровергло этот образ. Люди здесь - если сравнивать, к примеру, с Шанхаем - не спешат, вполне степенны и даже тщательны. Видно, что коренные жители гордятся своей "отдельностью", самостью в китайской ойкумене и окружающее городское пространство зачастую любовно обустроено - что для Китая, прямо скажем, не очень-то типично.
Кантон. В парке Лю Хуаху
2. Прибыв с Хайнаня поездом К1168, я окунулся во влажную кантонскую парилку.
3. Главный (центральный) вокзал Гуанчжоу, для обычных поездов.
4. На табло, если присмотритесь, видно поезд Т264 до Лхасы. Возможно, это самый длинный китайский маршрут (или один из). Вот на него-то я и взял билет, немедленно после прибытия.
После этого кадра я упаковал зеркалку вглубь рюкзака, и стал ждать посадки, внутри здания. Развязка наступила быстро, меня в поезд не посадили, а препроводили в кассу сдачи билетов, и примерно пол-двенадцатого дня, когда жара стала достигать пика, нужно было решать, что делать дальше. Я взял билет на Ухань на вечерний поезд, сдал вещи в камеру хранения и пошёл гулять по городу. Сперва настроение было унылое, я бесцельно пошёл в близлежащий к вокзалу парк и устроился там в ресторане. Потом посидел, попил прохладного пива, немного отошёл от облома и уже осмысленно поехал по некоторым интересным точкам.
5. Первое, что обращает внимание в окружающем пространстве - это его обустроенность. Даже адские развязки, и всякие дорожные объекты, буквально утопают в зелени или цветах, отчего смотрятся уже намного приятней.
6. Вот, смотрите, надземный пешеходный переход через проспект Утопает в цветах.
7. Другой переход. Вот мне как раз подниматься наверх по нему.
8. Вторая особенность - это троллейбусность Кантона. Тролликов тут просто море, примерно 95% - современные модели.
9. Кантонские пионеры с погонами. Ну и в комплекте, дама с зонтиком от солнца.
10. Спешащего народа тут не так много, и в основном люди не суетсятся, как в Шанхае или Харбине, а идут более-менее спокойно. И даже всякие мастера делают своё дело вальяжно и неторопливо. Не орут, привлекая тебя, а просто спокойно улыбаются.
11. Третья особенность - Мао в плакатно-картинном оформлении города тут немного. Разительное отличие от Ухани, Пекина или Харбина. Наиболее популярный образ из лидеров Красной Поднебесной - Дэн. На втором месте - Сунь Ятсен. И первое и второе вполне понятно. Но всё равно бросается в глаза.
12. Зайдём в парк Лю Хуаху. Он оказался первым крупным объектом, который я посетил тут. Сам по себе парк огромен и занимает изрядный кусок центра, я же прошёл не более четверти его.
13. Красивый дворец на берегу одного из парковых озёр. Это третье по величине озеро парка. Очень хорошо, что кантонцы не громоздят сразу за парковыми постройками небоскрёбный скайлайн, как в других городах Китая.
14. Дворец поближе.
15. По парку можно покататься вот на таких машинах. Даже не знаю, что это за пепелацы такие.
16. Пока я ходил по дорожкам парка, мимо шли свадьбы с фотосессиями.
17. Вот ещё. Китайские невесты очень не любят белые платья, как у нас.
18. А вообще, окрестности тут немного напоминают Царское Село. Озёра, статуи классического типа, большие лужайки с регулярными насаждениями, дворцовые постройки.
19. Совместная аэробика на воздухе. Взяли приёмник с музыкой, поилки с цветочным чаем - и в парк! Это уже не кантонская, а общекитайская традиция. Обратите внимание, что женщины "за 40" тут практически не страдают от лишнего веса. Толстых у них очень мало.
20. Потом я сидел в ресторане и минут сорок тупил на пруд с большими рыбами, размышляя, как это я так неудачно попал на высадку в тибетском поезде. Но потом ничего, раскачался. Заодно распробовал второй, после Циндао, хороший сорт лёгкого китайского пива - "Жемчужная река".
21. Фтыкаю на рыбок в пруду. Тут хорошо, кантонская влажная жара смягчается парком, зеленью, озёрами и ледяным пивом :)
После чего я всё-таки взял себя в руки и пошёл по городу, исследовать старые кварталы.
22. Вот так выглядят микрорайоны 1960-х. Да, несовременно уже, но обустроено без неряшливости. Почти у всех цветы на балконах.
23. Водила спит, сейчас наступила сиеста, разгар дня.
24. И снова троллейбус на улице. Тут их прямо косяки!
25. Достиг следующего парка, поменьше.
26. Вот она - специфическая кантонская утончённость. Ходит по дорожкам сосредоточенный человек и пишет прямо на плитах водой иероглифы. Можно идти за ним и читать. Люди невысохшие иероглифы аккуратно обходят краешком, не наступая. Обратите также внимание на большое количество пожилых людей. Публика в парке очень чисто и тщательно одетая (хотя много небогатых) и вполне себе, скажем так, интеллигентная на вид. Я также обратил внимание, что тут относительно мало людей с электронными гаджетами и много с бумажными газетами и книгами - разительный контраст с Пекином или Шанхаем!
27. Карточная игра в парке за столиком. Тоже популярнейший вид убивания времени (наряду с маджонгом).
28. Затем я увидел красивое здание в национальном стиле и подумал, что это и есть мемориал Сунь Ятсена. По карте мне казалось, что он совсем рядом.
29. Перед зданием - большая цветочная инсталляция.
30. Однако это в итоге оказалось не так, мемориал улицей дальше. Это оказалось провинциальное правительство провинции Гуандун, и когда я снял вахту, солдаты на КПП начали вопить какие-то слова и махать руками. Я же сперва даже не понял, что это относится ко мне. Ну ошибся, бывает, зачем же так громко орать, товарищи?
31. А вот следующая улица, прямо за предыдущим зданием (см. фото 28-30) и парк, где мемориал Суня. О нём будет отдельный пост.
32. После посещения мемориала я спустился в местное метро и проехал до реки Жемчужной, где и вышел. Вот мост Хайчжу, 1933 г. постройки. Плита - о событиях японской оккупации 1938 года.
33. Я зашёл на мост и с удивлением обнаружил, что ни тут, ни в ближних окрестностях не просматривается никакой 600-метровой башни, которую я хотел осмотреть. Пришлось зайти в тенёк и закочегарить планшет, после чего я понял, что бащня аж в 6 км выше по течению. Ладно, доберёмся и туда.
34. Идём по мосту. Раздолье для пешеходов и особенно для велосипедистов. И теснота для машин.
35. За мостом на том берегу была т.н. "свадебная" улица, а также старые кварталы, где я побродил около часа. Правда, снимал мало.
36. Продают сахарный тростник?
37. Сувенирная лавка. Засилье Чжоу Эньлая и всего 2 портрета Мао. Непорядок!
38. А вот так выглядит старый, гоминьдановский Кантон. Тут довольно много таких улиц.
39. Запруженная транспортом улица. Что интересно - когда пробка, никто не дёргается, не истерит, не суетится. Все спокойны. Мне эта черта у кантонцев очень понравилась.
40. После прогулки по старым кварталам я вычислил нужный номер автобуса и поехал к Башне, до заката. Автобусы (как и троллейбусы) тут почти все современны, свежих лет постройки. Имеются в виду муниципальные, которые господствуют на маршрутах.
41. И ещё одна местная особенность: невероятно сильное кондиционирование внутренностей транспорта - что в метро, что в наземном. Вот тут внутри автобуса, смотрите, всего +16. Тогда как на улице +33!
42. Немало и двухэтажных автобусов. Впрочем, с Уханью по этому показателю всё равно не сравниться.
43. Наконец, я достиг окрестностей Башни и вышёл на набережную Жемчужной. Субтропическое солнце уже клонилось к закату...
В итоге, по совокупности, город мне понравился - и это я ещё не видел Башни и ритуала коллективного любования горожанами ею на закате. Одно доставало - влажная парилка в течение дня.
* * *
Следующий пост - про мемориал Сунь Ятсена. А потом - про метро.
Город интересный, честно, так что оставайтесь на линии :-)
Вторая Китайская экспедиция: от Балтики до Южно-Китайского моря: содержание серии Продолжение следует.