(полезная информация для тех, кто следит за китайской серией постов)
Обработал, отобрал и функционально отсортировал примерно половину материала, привезённого из Китая. За следующую неделю доразберу и вторую половину, надеюсь. Теперь самому себе стало понятней, как лучше строить китайскую серию по содержанию и как она будет выглядеть по составу.
Главная моя проблема в таких случаях - это то, что когда я начинаю подробно описывать города, поезда и веси в ходе поездки, то заключительные пункты обычно страдают, остаются недописанными, так как вытесняются новыми впечатлениями и поездками. Скажем, когда я по итогам поездок 2009-го выкладывал сразу две серии - "
Ворота в Азию" (лето) и "
Тоталитарное кольцо" (осень), то у первой не была написана примерно треть, начиная с высылки с казахской границы, описание поезда Тюмень-Баку, которым я проехал от Самары до Астрахани и имел любопытные беседы с соседом-чеченцем, полностью выпала интересная Астрахань и новые впечатления от Волгограда (сейчас-то, понятно, они уже "старые"). А у второй серии не был дорассказан
Мюнхен - где я прошёл по улицам города по следам "пивного путча" 1923 года, от экс-пивной Бюргербройкеллер до Одеонсплац, и совсем выпал Штутгарт. Потому что, в свою очередь, "Тоталитарное кольцо" было вытеснено описанием новой зимней поездки, в белорусский
Минск.
В общем, недостаток такой есть, в силу особенностей моего описательного стиля - я всегда пишу подробно и стараюсь разбирать транспортные и языковые сущности. В случае с Китаем будет особенно жалко, если из повествования выпадут пункты, близкие к окончанию поездки - в частности, знаковая Яньань в провинции Шэньси, главный район внутреннего китайского "красного туризма", или Тяньцзинь с авианесущим "Киевом". Поэтому, сейчас, в рамках противоядия к этому очевидному минусу, я решил несколько изменить методику повествования, и она будет выглядеть примерно так:
- сперва, со свежими силами, я напишу по один-два запомнившихся сюжета из каждого посещённого мною крупного пункта,
- затем будет последовательное описание именно железнодорожного мира Китая, не отвлекаясь на внешнее нерельсовое,
- и потом уже, последовательный разбор походов из наиболее важных для меня точек (приоритет: русский Порт-Артур - русский Харбин - Яньань - Шанхай)
Если эту методику прилагать к конкретике, то получается примерно так:
Избранные сюжеты.
1.
Пекин, Мавзолей Мао и вокруг него2.
Пекин, "Утиное Яйцо" близ Тяньаньмэнь.
3. Шанхай, вид на город с высоты полкилометра
4. Шанхай 1930-х эпохи Вертинского
5. Харбин, царство амурских тигров
6. Харбин, поход по китайской промзоне
7. Порт-Артур, русское кладбище (в 2 частях)
8. Порт-Артур, рыбный рынок
9. Далянь, быт китайских пятиэтажек
10. Тяньцзинь, советский гигант "Киев" (в 2 частях)
11. Яньань, у истоков Красного Китая: норы китайских коммунистов
12. Проблема коммуникации. Советы путешественникам
13. Еда в столицах и провинции. Советы путешественникам
14. Культурная самодостаточность китайцев
15. (возможно) Отношение к советским и китайским историческим деятелям
Рельсовый мир Поднебесной.
1. Как устроен китайский вокзал ("трёхслойный бутерброд")
2. Посадка на поезда в Китае: особенности и нюансы
3. Высокоскоростной поезд: внутренности и быт
4. Высокоскоростной поезд: пейзажи Поднебесной
5. Обычный дальний поезд: внутренности и быт
6. Обычный дальний поезд: пейзажи Поднебесной
7. Вокзалы Пекина
8. Поездом на Стену
Z. Видеоприложения (их будет много, к частям 1-8)
Затем - описание поездки, согласно тому приоритету, к которому я внутренне склоняюсь (начиная с Порт-Артура и Харбина).
Возможно, будут и какие-то неплановые короткие зарисовки, их тоже в загашнике довольно много.
Да, в ближайшее время сделаю и специальную страничку для содержания китайской серии. Можно будет всё смотреть оттуда.
Что касается впечатлений и эпизодов, то в этот раз я кратко фиксировал их в течение всей поездки на бумаге, так что не потеряются. В сумме их накопилось под 200 штук. Выглядит примерно вот так:
Короче, попробую избежать затирания впечатлений из-за большого объема серии.