"Горькие лимоны" Лоренс Даррелл

Nov 19, 2013 12:30




«Горькие лимоны» автобиографичное произведение, которое охватывает три года жизни английского писателя и поэта Лоренса Даррелла с 1953 по 1956 год. В результате стремления отвлечься от государственной службы в Сербии и посвятить свое время литературе, свет увидела эта удивительная во всех отношениях книга. Местом для писательских изысканий был выбран Кипр, с весьма туманным, но не лишенным романтики пояснением - «Путешествия, совсем как художники, рождаются сами собой, а не создаются чьим то трудом. Помогает им в этом тысяча разнообразнейших обстоятельств, и лишь малая толика из них определяется нашей волей или зависит от нее - что бы мы сами об этом ни думали». Одним из таких обстоятельств, возможно, было желание еще раз окунуться в родной и знакомый мир Средиземноморья, семья Дарреллов значительное время жила на греческом острове Корфу.

Действие начинается разговором Даррелла со стюардом на причале у корабля, отправляющегося на Кипр, а заканчивается его поспешным отъездом с острова. Между этими эпизодами происходит множество событий, автор получает яркие впечатления, испытывает весь спектр эмоций, этого добра с лихвой хватило бы на несколько жизней, но самое главное, Лоренс Даррелл сумел очень живо, местами иронично и невероятно тепло всё это передать на страницах «Горьких лимонов». Если говорить о сюжете подробнее то действие происходит в предреволюционный период становления кипрского Энозиса (движение за воссоединение всех греков с исторической родиной), повергшего остров в хаос и насилие, короче говоря, не в лучшие для Кипра времена, собственно, а когда было иначе «Лузиньяны пробыли здесь триста лет, Венеция - восемьдесят два. Потом триста лет турки, а британцы - семьдесят восемь». Но назвать эту книгу исключительно политической нельзя, еще одним главным её героем является природа острова.

Так получилось, что книга была прочитана во время собственного путешествия по Кипру, не такого долгого, конечно, но, тем не менее, удалось походить тропками самого Даррелла, полюбоваться теми же пейзажами, отыскать в деревушке Беллапаис его домик. Удивительно, на сколько человек тонкой душевной организации может острее чувствовать окружающий мир и так выражать это на бумаге, что даже находясь дома зимним вечером, разгоняя тишину шуршанием страниц «Горьких лимонов», вы сможете вдохнуть ароматы весенних цветов Кипра, увидеть медовые закаты, услышать ненавязчивое дыхание моря, ощутить прохладный песок, пройдясь с автором по залитому лунным светом пляжу…

Книга возьмет вас под руку с первых страниц и поведет по Кипру образца 1953-1956 года, познакомит с местными жителями. Люди, кстати говоря, являются еще одним важным персонажем произведения. Даррелл с огромным теплом описывает их, как в начале, когда в отношения между греками-киприотами и англичанами политика вмешивалась еще не так сильно, так и в конце, когда ситуация накалилась до предела. Даррелл приводит массу комичных эпизодов, особенно запомнилась ситуация с покупкой им дома в Беллапаисе:

«И, подхватив со стола ключ, брякнул им о столешницу, словно в подтверждение сказанной фразе.
Женщина презрительно вскинула голову, взяла ключ и тоже, в свою очередь, швырнула его на стол, возопив:
- И вовсе оно не гнилое!
- Да, гнилое, - Сабри снова громыхнул ключом.
- Нет, не гнилое! - ударила по столу женщина.
- Да, гнилое.
Удар.
- Нет, не гнилое.
Ответный удар.
Интеллектуальный уровень дискуссии явно оставлял желать лучшего, и я почувствовал себя не в своей тарелке. И еще у меня возникло опасение, что они в конце концов погнут ключ, и тогда уже никто из нас не сможет попасть в дом. Но это были, так сказать, вступительные аккорды, увертюра к основной музыкальной теме».

Сложно поспорить с народной присказкой, которая гласит, что грекам в подарок от Господа досталась интрига. Всю описанную в книге ситуацию иначе как театр назвать сложно.

Вот уже и последняя страница перевёрнута, как же не хочется прощаться с этим хитросплетением характеров, эпизодов, ироничными комментариями автора, удивительными пейзажными зарисовками, а также его рассуждениями о политике, которые, кстати сказать, очень доступно и в полной мере объясняют причину появления на Кипре Энозиса. Книга оставляет после себя ненавязчивую немного грустную эмоциональную ауру, в которой пребывал и сам Лоренс Даррелл, весенним днем покидая остров, в самый разгар цветения цикламенов.

книги

Previous post Next post
Up