Вильнюс. Католических храмы. Часть I.

Aug 30, 2013 00:05


Захотелось мне намедни освежить в памяти Рождественское путешествие по Европе, с помощью своих старых заметок и фотографий, еще раз прогуляться по улицам Вильнюса, Варшавы, Кракова, Львова. Мы имели удовольствие увидеть эти города в самое волшебное время года, под новогодний снегопад и рождественские гулянья. Сейчас, осенним погожим деньком, это кажется таким далеким, а прошло то всего чуть больше полугода, очень жаль, что многое забывается, а ведь я побывала в таких красивых и исторически богатых городах, что ужасно жалко, когда эмоции, впечатления и приобретенные знания  об этих местах стираются из памяти.

Цель, зимняя поездка, носила, как праздно-отпускной, так и образовательный характер. В планах было посещение Старых городов, которые, как известно, являются сосредоточием архитектурных памятников и культурного наследия. Связав тем самым, давнее желание прояснить для себя вопросы о характерных чертах и признаках различных архитектурных стилей, а также сформулировать основные принципы средневекового градостроительства, с возможностью все это увидеть своими глазами, нашли информацию по объектам, и отправились разбираться, что называется, на месте.

Моим проводником по Рождественской Европе был ren_ar , именно его замечательные фотографии теперь помогают вспомнить маршрут и воскресить эмоции от увиденного. А началось все с Вильнюса...

Пройдя через ворота в старый город, первым, на что обратили внимание это Костел Святой Тересы, к нему и направились.



Приходской римско-католический костел, первое упоминание о котором встречается в 1627 году. Храм выполнен в стиле раннего барокко, некоторые из деталей фасада на это указывают, например, скульптуры в углублениях стен, валюты (завитки, спирали) в углах извилистых форм, пилястры (вертикальный выступ стены, имитирующий колонну) и т.д. Определить стилистику здания оказалось делом не из легких, особенно, если перед тобой здание, формировавшееся на протяжении веков. Оно, как правило, является мультистилевым, в силу многократных реставраций, перестроек. При идентификации стиля, радости добавляют одинаковые приемы, используемые в разных архитектурных направлениях. Например, здесь, я бы еще отметила наличие ноток классицизма.

Анализируя образное восприятие костела, да и вообще любого культового сооружения, пришла к выводу, чтобы получить более или менее полную картину, необходимо быть осведомленным о каноническом устройстве костела или церкви, иметь представление о художественном обрамлении, а также помнить и о его основной функции, богослужении.

Что касается костела Св. Тересы, то тут я пожалуй уделю внимание первому пункту, второе можно оценить, глядя на фотографии, а за обрядом понаблюдаем в другом костеле.

Рассуждения о соразмерностях, пропорциях, метро-ритмических закономерностей и тд... спихнем на масонов. Я хочу остановиться на устройстве самого костела. Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, или как купольные храмы в виде латинского креста в основании.



Костел Св. Тересы, как раз имеет вид базилики, и представляет собой прямоугольное строение, состоящее из трех нефов, эти помещения могут быть отделены друг от друга колоннами или столбами. Крест, в плане храма, символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. В католическом храме алтарь обращен на запад, именно там, по учению католической церкви располагается столица Вселенского христианства, Рим.



И раз уж я так регламентировала пункты, по которым провожу анализ, отдельно, в качестве исключения, стоит упомянуть предмет, объединяющий обряд богослужения, само устройство храма и его художественное оформление. Это конечно орган. Всем известно, что, во-первых, его используют во время мессы, во-вторых, под него отводится специальное место на балконе напротив алтаря, акустически здание также должно быть правильно спроектировано, чтоб не глушить его величественных звуков, ну а в-третьих, как выполнено! Орган определенно можно назвать жемчужной костела.



Следующее, что поразило мое воображение это ансамбль Вильнюсского университета. Сейчас, когда выключаю в себе день сегодняшний, и пытаюсь попасть во вчерашний, образ этого грандиозного сооружения вызывает у меня ассоциации с Касталией, провинцией, о которой писал в своем гениальном романе Герман Гессе, где высшими добродетелями человека являлись разум и научное знание.



Удивительное чувство духовного воодушевления и жажду познания вызывает прогулка по тихим и уютным дворикам университета, пустующим по причине каникул. Но это ничего, воображение с радостью дополняет картину присутствием здесь стаек озадаченных студентов, степенных преподавателей в красных мантиях, образца века так шестнадцатого, кстати, именно это время считается моментом образования университета.



Сейчас Касталия эта состоит из 13 дворов, костела Святых Иоаннов и колокольни. Формирование комплекса проходило на протяжении веков, академия выкупала у епископства все новые и новые здания, которые отдавались под квартиры профессорам и воспитанникам университета, а начиналось все с Большого двора, где располагается костел, колокольня и южный корпус.



К Большому двору примыкает двор обсерватории, в древности там выращивались лекарственные растения, в одном из зданий была аптека, архив эдукационной комиссии (руководящий орган системы просвещения Речи Посполитой), и конечно, здание астрономической обсерватории, по фризу которой выгравирована надпись на латинском языке: "Отвага дает старому небу новый свет", со знаками зодиака.



Особое внимание стоит уделить костелу Св. Иоаннов, именно он вызывает у меня больший интерес по сравнению с другими культовыми сооружениями, ведь история его становления связана не только с религией, но и с научной, просветительской жизнью города, да и государства в целом. Помимо традиционных пожаров, разорений, и использования не по назначению, костел переходил от одного владельца к другому. Изначально он принадлежал правительству, которое, видимо от небольшого желания проводить реставрацию после пожара 1530 г., передало костел во владение иезуитов, а так как ребята это были деловые, они и провели капитальную реконструкцию и расширение храма, возвели колокольню, устроили капеллы, крипты, подсобные помещения. Здесь проходили встречи королей,праздники монашеского ордена, диспуты и защиты научных трудов, за все года, помимо фресок на стены храма наслаивался огромный пласт интеллекта многих поколений и это, несомненно, ощущается. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. костел перешел во владение Виленского университета. В 1826-1829 годах была произведена последняя масштабная реконструкция и переделка костела. В последствии он также переходил от одной академии к другой, а в советский период использовался как склад бумаги коммунистической газеты. Сейчас его вернули католической церкви и используют, как неприходской костел Вильнюсского деканата, управляемый отцами иезуитами. Радует, что традиция проведения торжественного посвящения в студенты и вручения дипломов здесь сохранена.



Главным фасадом костел обращен к Большому университетскому двору. Свои современные барочные черты внешний облик приобрел во время реставрации архитектором Иоганном Глаубицем, после пожара в 1737 г. Внутреннее убранство также претерпевало множество реконструкций, но вопреки этому торжественная готичность с нотками барокко алтарной части, была сохранена.



Алтарный комплекс представляет собой ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, рядом с которыми установлены скульптуры Иоанна Златоуста, папы римского Григория Великого, святого Ансельма и святого Августина.



Как правило внутреннее убранство костелов украшают живописные и скульптурные изображения. На стенах в виде рельефов, картин или фресок изображают крестный путь Иисуса на Голгофу. Это 14 этапов крестного пути. Здесь фрески были закрашены во время реконструкции в 1820 г.

Одной из отличительных черт готических соборов являются витражи. В костеле Св. Иоаннов они были созданы в 1898 г. и практически уничтожены в 1948 г. Восстанавливали их уже в 60-х гг. Как правило, на витражах изображаются религиозные и бытовые сцены. За счет них, интенсивность света в помещении постоянно меняется, играя с воображением. Именно витражи создают особую эмоциональную атмосферу в храме, фантастическое ощущение причастности к неземному.



Так же в каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. Художественное воплощение исповедальни может поставить их в один ряд с произведениями искусства.



И картина, пусть и несколько дилетантского анализа художественного обрамления костела, была бы не полной, не упомяни я об органе, хоральные прелюдии которого, любого смогут приблизить к Богу.



Как раз подошло время посетить католическую мессу. Тем более и мы, пробегая уже по вечерним улочкам старого Вильнюса, совершенно случайно зашли в костел Св. Духа, где при входе изображена вот такая замечательная фреска, веселый ее обитатель, как будто приглашает посетить вечернюю службу:
- О! Вас только и ждали, никак не могли начать, проходите, проходите...



Католическая месса соответствует Божественной литургии Православной церкви. Всё действие начинается с выхода священника, под звуки интроита (входного песнопения). Формы католического богослужения формировались на протяжении долгих веков, под воздействием различных факторов. Становление богословской католической догматики пережило борьбу с ересями, ибо каждый уважающий себя еретик был уверен в истинности формулировок своего богослужения. В результате попыток унификации богослужения, католики пришли к более стабильному составу мессы, нежели православная литургия. Месса проходит пред алтарем, первая ее часть называется литургия слова, она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, еще не принявших крещения. Во время литургии слова читаются Священное Писание и произносится проповедь. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется "Глория" или произносятся два славословия, большое "Слава в небесах Богу, а на земле мир всем людям доброй воли" и малое "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы - литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Причащение является главной частью мессы, именно в этот момент, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Если продолжать говорить о внешних проявлений богопочитания у католиков, то стоит отметить, что богослужение они проводят на латинском языке, либо на национальном с соблюдением всех канонических требований. Католической мессе присущи коленопреклонение и воздевание рук и глаз к небу, также католики крестятся пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

За весь период путешествия, нам удалось побывать на множестве как утренних, так и вечерних мессах. И вот что удивительно, ни разу мы не видели, чтоб костел в это время пустовал. Католическую мессу можно по праву считать не только действием обрядовым, но и мистическим. Испытываешь такое удивительное чувство одухотворения и единения с абсолютно незнакомыми людьми, чего со мной никогда не случается в МУП Православных храмах, да, собственно, и желания не возникает иметь что-то общее с нашей церковью.

Вильнюс, храм, Литва

Previous post Next post
Up