Если каким-то ветром Вас занесло в Стамбул, то не запнуться хотя бы раз о какую-нибудь программную достопримечательность будет сложно. Это и дворец Топкапы, и Собор Святой Софии, и площадь Султанахмет, церковь Св. Ирины тоже нельзя обделить вниманием, правда, она сейчас превращена в какой-то концертный зал, и открывает свои двери для посетителей только во время выступлений, представляете какая там акустика, да и еще множество других интересностей. Даже если Вы бабахнутый туристическим снобизмом путешественник, мол «меня мало интересуют банальные туристические мейн стримы, я люблю залезть в самую темную дыру, чтоб мне там обязательно наваляли, а иначе и отдых не отдых» и все в таком духе… Ну вы поняли! Все равно, не упустите возможности посетить эти, интересные во всех отношениях, объекты. О них я тоже напишу пару строк, чуть позднее, сейчас, мне не терпится поделиться тем, что произвело на меня поистине ошеломляющее впечатление, что занимало, и занимает мои мысли до сих пор. Это мечети. Впечатлили они меня и как объекты искусства, и как культовые сооружения.
До приезда в Стамбул, я ни разу не была в мечетях, да и возможности не представлялось, к тому же, собственное ханжеское отношение к чуждой религии, позволяло думать, что женщинам туда, вроде как, нельзя, или они заходят с какого-то черного хода, короче говоря, дело темное. Да и ислам… так далеко это от моего атеистического мирка, и близко, наверное, никогда уже не будет. Вы знаете, мне вот еще и с христианством не все понятно, а тут еще Мухаммед со своими проповедями. «Ислам? - нет, нет, не слышала!» Ну что ж, видимо всему свое время.
Первый наш день в Стамбуле начался с посещения пары небольших мечетей в районе старого города, неподалеку от нашего отеля. В одну, под названием, Sokullu Mehmed Pasha Camii я буквально влюбилась. Сложно представить, что феноменальную красоту этого здания создали руки человека, одухотворенного верой в своего Бога. Тут уж поневоле задумаешься и о религии, и об этом Боге, ради которого создается подобная сверхъестественная красота.
Внешне стамбульские мечети не вызывают чувства воздушности, устремленности ввысь, легкости, как, например, готические католические соборы. О направлении, в котором, в идеале, должна стремиться душа, говорят только шпили минаретов. Мечеть скорее напоминает гигантский, нависший над землей, каменный шатер, представления не имеющий что делать с небом, он скорее оберегает то, что находится внутри. А внутри находитесь Вы и тайна…
Прочитала множество отчетов разных людей о посещении мечетей Самарканда, Бухары, Хивы, Стамбула и т. д. многие, кто решался посвятить отдельный пост этому вопросу, в своем уютненьком, про мечети пишут буквально следующее: «честно говоря, они мне больше нравятся, чем наши храмы». Вот и мне тоже! Но ни в одном отчете я не нашла для себя даже намека, ответа на вопрос «Почему?» Все ударяются в описание устройства мечети, её внутреннего убранства, что без сомнения тоже интересно и важно для приобщения к основам религии, но все равно, как-то эти знания не дают мне понять, почему, заходя в мечеть, захватывает дух от нахлынувшей гармонии и благодати; почему хочется сесть в уголок на мягкий ковер, опереться спиной на колонну, и бесконечно разглядывать изумрудные изразцы на стенах, причудливые узоры восточного орнамента, следить глазами, как двигалось перо каллиграфа при выведении арабских надписей, цитирующих Коран. Сами мысли начинают сплетаться в чудный узор, вводя Вас в состояние транса, медитации; такое ощущение, что выключается внутреннее радио, которое неустанно прокручивает у нас в голове суетный бред.
Скорее всего, это состояние в которое вы впадаете, переступая порог мечети, обусловлено множеством факторов, я не беру на себя ответственность перечислить их все, то, что я пишу, имеет чисто субъективную оценку и важно только для меня. Наверняка, на пороге может появиться человек в очках и с многоумным видом заявить, что я - Тупица. Не страшно. Ну так вот, что собственно я по этому поводу думаю.
Во-первых.
Вспомните свое последнее посещение православного храма… На входе коллекция табличек чего нельзя, выбирай по вкусу: разговаривать нельзя, фотографировать нельзя, шуметь нельзя, а если зазвонит телефон, ты вообще ни одной индульгенцией не откупишься, да и много еще чего НЕльзя… с порога понимаешь, что тебя-то тут не особо и ждут. Начинаешь чувствовать себя помехой для кого-то или для чего-то, у меня сразу рождаются мысли - «люди тут серьезным делом занимаются, а я сейчас буду им мешать, лучше вообще не заходить!» или «Ах так! Да я на зло, зайду и устрою какой-нибудь мини бунт» Это раз! Второе, бесконечные баблосборы: на пожертвование, купить свечку, иконку, покреститься и то, дело не бесплатное и не дешевое!! Я так могу продолжать еще долго… А Вы?
Мечети куда демократичнее. Конечно, не нужно наглеть и во время намаза мешать людям молиться, да там и не возникает таких мыслей. С порога проникаешься уважением к религии и к людям, пришедшим с обращением к своему Богу. Все заходят без обуви, женщины в платках, а мужчин, если в шортах, наряжают в юбки. Тем не менее, когда в мечети не совершается богослужение, Вы можете свободно общаться со своими спутниками, фотографировать, дети могут резвиться и дурачиться на чистых и мягких коврах, уставший путник может всегда прилечь и отдохнуть, во дворе мечети Вы можете устроить себе трапезу, если в этом есть необходимость. Знаете, все как-то по-человечески.
Во-вторых.
Вот мы зашли в мечеть, угнездились на ковре, и начинаем разглядывать начинку. Есть мечети, которые до потолка покрыты изразцами, есть и такие, которые просто искусно расписаны, тем не менее, основным украшением мечети изнутри, является орнамент.
Ислам - религия, в которой запрещается изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один - найти вид искусства, который бы компенсировал запреты. Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический - гирих, и растительный - ислими. Гирих - узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. Ислими - вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими - доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе.
Только слепой не заметит, что основной единицей орнамента является ячейка рисунка, постоянно повторяющаяся, как будто метроном, отсчитывающий такт, моменты времени, биение сердца… Может быть еще и это позволяет погрузиться в состояние медитации, или это и есть ключ к внутренней гармонии человека, кто знает…
Еще одной единицей восточного орнамента является фраза, слово, буква. Повсеместно в мечетях встречаются выписанные арабской вязью цитаты из Корана. Они изображены на стенах, изразцах, внутреннем куполе, высечены на стенах, колоннах... Ведь буква и слово самый энергетически заряженный символ, и, даже если Вы не знаете перевода, Вы все равно уже попали под влияние этой фразы.
В-третьих.
Помимо визуального влияния, вы пять раз в день, подвергаетесь слуховому воздействию. Азан. Призыв на молитву, синхронно разносящийся по городу из всех минаретов Стамбула. Сложно сравнить это с чем-либо слышанным ранее. Я вспоминаю церковный католический хор в Кракове на Рождество, от которого у меня тогда побежали мурашки, так вот, ни в какое сравнение. Находясь в Стамбуле: гуляя по улицам, сидя в кафе, засыпая или просыпаясь, вы обязательно услышите эти удивительные песнопения. Со мной поделились точкой зрения, что это может раздражать и даже мешать, вот я и думаю, это на сколько нужно быть замусоренным и глухим к самому себе, чтоб подобное благозвучие не находило отзыва в душе.
И напоследок.
Стоит обратить внимание на геометрию мечетей. Мы побывали в 16, внимание, из 3087 мечетей, находящихся в Стамбуле. До недавнего времени, я думала, что собственно, они внешне очень друг на друга похожи, отличаются только размерами и внутренним изобразительным убранством, ну и более мелкими, по сути, не имеющими значения вещами. Но, именно их размер и внутренняя отделка имеют ключевое значение. От высоты купола, от размера окон, есть витражи или их нет, зависит качество света, попадающего внутрь. Мы были как в очень светлых мечетях, так и с приглушенным, сумеречным освещением, согласитесь, все это тоже накладывает отпечаток на настроение и на мысли. Грандиозные мечети, занимающие большую площадь, могут запросто создать ощущения одиночества или свободы, единения с самим собой, маленькие, наоборот, вызывают чувство сопричастности жизней даже людей незнакомых…
На фоне заката, на гребне холма, или со стороны залива приземистые силуэты мечетей производят сильное впечатление. Рука сразу тянется к фотоаппарату, чтоб запечатлеть это великолепие. Отдельное спасибо дорогому ren_ar за отличные фотографии, которыми я могу сейчас любоваться, вспоминая Стамбул.