Совсем недавно я закончила практикум по риторике «Говорю легко» у Аллы Александровны Татариковой-Карпенко. На курс я попала благодаря положительной рекомендации одной моей хорошей знакомой. От занятий я осталась в полном восторге, но об этом будет отдельная статья, а сейчас я бы хотела познакомить вас с самой Аллой Александровной, человеком, во всех отношениях, неординарным, ярким и очень интересным!
Алла Александровна, Вы режиссер, драматург, прозаик, дизайнер, преподаватель. А с чего всё началось в Калининграде?
В 1998 году мы с сыном и мужем переезжаем в Калининград. В этот момент бывший кинотеатр «Октябрь» переходит в управление мэрии города, и нужно было думать, что там будет. В мечтах местной власти был некий культурный центр. Я прихожу в мэрию со своими творческими предложениями. Так получается, что даю (дарю) этому зданию имя «Дом искусств», и предлагаю одним из направлений работы будущего театрально-концертного комплекса драматическую труппу «Другой театр».
12 сезонов Другой театр позиционировал себя как театр Серебряного века: авторы великой эпохи, их жизнетворчество, судьбы, философия, драматургия, проза, поэзия стали материалом для нашего театра. Я писала пьесы в расчёте на конкретную труппу профессиональных актёров, которую очень быстро собрала, молодых, красивых, эти качества были для меня чрезвычайно важны. Кто-то пришел ко мне, что называется, с улицы, тут же поступал в театральные вузы и заканчивал порой не по одному профилю: и актёрский, и режиссёрский факультеты. Другие явились уже с высшим актерским образованием. За год - полтора сложилась профессиональная труппа. А уже через семь месяцев мы, с двумя приехавшими со мной актерами и двумя, найденными здесь, выпустили первый спектакль «Нездешние сны» по мотивам жизни и творчества Анны Ахматовой, Валерия Брюсова и Константина Сомова. Пресса назвала спектакль ошеломляющим, театр - фантастическим. «Нездешние сны» дали перспективу существования театру. Пьеса действительно необычная, непривычная. Сказка для взрослых, совсем для взрослых, потому что концентрация эротизма в постановке была весьма высока, ведь век Серебряный насыщен эротизмом чрезвычайно. Но важнее поэтика, эстетизм, философия эпохи-взрыва, культурного расцвета, мощнейшего взлета российской культуры.
В этом роскошестве 12 лет мы и просуществовали. Было много противодействия, но все эти годы я ставила, что я хотела, никому не подчиняясь в своих творческих импульсах, слава Богу, мне давалось такое право, это было великое счастье. Пьесы я писала на своих актёров, рассчитывая на конкретную труппу. Труппа задумана была крошечной, всего 10-11 человек, поэтому каждый имел серьезные роли. Актёры как бриллианты в репертуаре поворачивались всеми гранями своего неповторимого дара. Мы жили в особой внутритеатральной психологической атмосфере, создавая некий эталон любви, высокой содержательности, изучения, штудирования философии, культуры эпохи рубежа столетий. Актерам нужно было много читать, многое изучать, нужно было быть знакомым с эпохой, чтобы в этом материале работать на сцене. Это были особые люди, красивые и глубокие. Но, повторюсь, было и противодействие, разумеется. Внешнее. Не всем нравилась сложность, неразвлекательность наших постановок. Непопсовость. Руководители любили попсу, хотели попсы. Мы раздражали. Нас объявили высоколобыми и потому ненужными. При переходе на хозрасчет Другой театр расформировали. Росчерком пера.
К тому моменту я уже приступила к написанию романа «Магистр» о Вячеславе Зайцеве, феноменальным кутюрье , уникальной личности, Красном Кардене. Слава пригласил меня к себе, я уехала в Москву продолжать работу над книгой.
Время существования Другого театра было невероятным. Особый стиль существования, особые взаимоотношения, много работы, углубленность, влюбленность в творение иной, надбытовой сценической правды, атмосфера волшебная. Это было время созидания этически идеальной театральной конструкции как собрания интеллектуалов с чистой моралью. И лицо у Другого театра, с совсем необщим выраженьем, горожане помнят по сей день. Культовые спектакли «Асмодеева кукла», «Маски герцога Лоренцо», «Порочные связи», «Тайны поместья» по сю пору зрители просят восстановить. В то время, как «чернуха» становилась всё более модной, Другой театр прокламировал эстетизм. Режиссеры переодели актеров в джинсы, внедряли эстетику помойки, а у нас властвовал костюм и музыка движения.
Хорошие были годы.
Потом - Москва, Тайланд, где я за два года написала второй роман «Ярцагумбу», снова Москва, и вот уже год я снова в городе К.
Другой театр жив. В сценическом пространстве Дома актера я поставила за прошлый сезон два спектакля: «Королева» и «Гофман. Транскрипции». Сегодня всё иное. Меняется время, меняюсь я. Меняется актерский состав. Из прежнего со мной превосходные Татьяна Слещенкова и Мария Теплова.
Другой театр остается другим.
Почему Вы решили заняться преподаванием красноречия, риторики?
Речь это основной способ коммуникации человека.
Будущее - за ораторами. Всем понятно. Каждый хочет говорить легко и убедительно, все хотят четко выражать свои мысли, внятно передавать чувства, владеть вниманием аудитории. Не каждый точно оценивает свои в этом навыки. Многие говорят из рук вон плохо, не замечают, не понимают этого, но продолжают выступать с разных трибун. Слушающие видят, оценивают и на плохом примере осознают, что им самим надо учиться. Так что и плохое дает хорошие подвижки.
Сегодня мой предмет интересен и необходим многим.
Моя методика во многом отличается от привычных. Я рада, что она эффективна. Мне не интересно делать что-то, как все. Надо осуществлять открытия. Это интересно. Знаете, переходный период - величина постоянная. В России бум востребованности занятий по риторике, красноречию, обучения ведению дебатов, защите бизнес-планов, переговорам, всё это просто требование времени. И это одна из моих профессий. В каждом деле надо искать свои пути, вот, я их ищу и нахожу.
В чём заключаются Ваши открытия в методике преподавания риторики?
Прежде всего, я учу людей управлению собой. Без этого не может быть легкой речи - мысли в творческом слове. Что такое красноречие? Это вербальное воплощение мысли, в своеобразной креативной форме. Каждый человек - есть личность своеобычная, неповторимая. Каждый мысль выражает по-своему, и, чем точнее, ярче это делается, тем действеннее общение, тем реальнее достижение тех или иных целей, которые ставит перед собой говорящий. Важно раскрепостить человека, научить концентрироваться, управлять собой.
Второе, - это то, как я учу пластическому самовыражению. Что такое позиция, в которой легче всего вещать, быть убедительнее, увереннее. Речь о моем приеме, позиции «на хвосте». В интервью не расскажешь, показывать надо.
Третье - к примеру, способ обучения полётности голоса, формирования звука. Не хочу сказать, что по любому поводу изобретаю велосипед, отнюдь нет, у меня прекрасная классическая база. Но на этой классической базе хорошо открываются новые приёмы, которые помогают чрезвычайно действенно вытаскивать из людей то, что с другими методиками так успешно, так результативно и так скоро сделать невозможно.
Кто приходит к Вам на занятия?
Это люди разных профессий, взглядов, характеров, что меня чрезвычайно радует. Это маркетологи, экскурсоводы, гиды, юристы, бизнесмены, учителя, преподаватели ВУЗов. Они приходят, потому что не удовлетворены тем, как они говорят, не довольны своими ощущениями, когда они выступают, не довольны реакцией на их речь. Приходят люди, которые осознают, что все не очень хорошо, что может быть лучше.
Чему Вы учите на практикуме?
Я учу обретать внутреннюю свободу, которая обязательно проявляется в речи. Самое главное, это управлять собой, и пока не произойдет осознания важности этого, все остальные упражнения бессмысленны. Нужно понимать, о чем ты говоришь, для кого ты говоришь. Чувствуете разницу между тем, что я забочусь о том, чтобы вы поняли каждое моё слово или я думаю о том, что вы сейчас ничего не поймете. Чувствуете? Вот как только возникает управление собой, когда вы можете управлять собой до такой степени, чтобы думать, о чем говорите и ни на что другое не отвлекаться, чтобы заботиться о слушающих, чтобы вещать с позиции добра, именно тогда вы сможете достигать те цели, которые перед собой ставите.
А это наша августовская группа практикума. Было интересно, местами трудно, но всегда весело!
Помимо практикума "Говорю легко", АлСанна (именно так привычнее её называть) проводит мастер классы по женскому гардеробу, практикум для подростков "Общаюсь легко" и "Сценические искусства", а так же практикум "Частная жизнь современной женщины" и "Частная жизнь современной бизнес-леди".