Гомельский дворцово-парковый ансамбль.

Apr 28, 2014 21:52


Гомель находится на юго-востоке республики Беларусь, в трехстах километрах от Минска. Туда мы попали в рамках новогоднего путешествия сразу после Барановичей, об этом городе я упоминала в предыдущей публикации. Пришло время рассказать и о Гомеле, а точнее о его главной достопримечательности - дворцово-парковом ансамбле.




Прибыв в Гомель очень рано, нам пришлось ещё пару часов просидеть на вокзале, так как зимой светает поздно, а гулять по городу в темноте не особо хотелось. Около девяти утра мы выползли на уже проснувшуюся привокзальную площадь.



Это зимнее утро не отличалось приветливостью, сумерки, холодный туман, промозглость, сразу привели нас в чувство после ночного дрёма в поезде и тщетных попыток уснуть на вокзале.



Прогулялись по площади, сделали пару кадров и неспешно направились в сторону парка, конечно же, по проспекту Ленина. Наш следующий поезд на Киев отправлялся глубокой ночью, поэтому в запасе был целый день. Впечатленные городской застройкой советского периода, мы то и дело перебегали улицу с одной стороны на другую, чтоб сделать фотографию того или иного дома.



Так как на дворе стояли новогодние праздники, удалось взять на прицел вот такого предприимчивого Деда Клауса.



Вот мы практически у цели, пересекли площадь Ленина, и попали в сказочный парк.



Зимой, конечно, сложно прочувствовать уют этого места, но летом наверняка здесь собирается множество горожан, чтоб отдохнуть и приятно провести время.





В состав дворцово-паркового ансамбля входит: городище древнего и средневекового Гомеля X-XVIII вв.; дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII-XIX вв.; сам парк XIX в.; часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в.; зимний сад с башней обозрения; бывший сахарный завод XIX в.; собор святых Петра и Павла начала XIX в.



Именно с собора святых Петра и Павла мы начали наш осмотр. Он был заложен 18 октября 1809 года и закончен в 1824 году (по некоторым источникам в 1819 году).



Построен в стиле классицизма и очень гармонично вписывается в дворцово-парковый ансамбль, вы можете это увидеть, посмотрев фотографии усадьбы. Несмотря на прохладную погоду и ранний час в парке было достаточно гуляющих, кто-то кормил голубей, кто-то праздно прогуливался, кто-то деловито спешил в храм.



Мы тоже заглянули погреться, осмотреть внутреннее убранство и поставить свечку. Я вообще человек далекий от религии, а уж тем более от сопутствующих ей обрядов, но вот свечки ставить полюбила, в Беларуси их делают с добавлением меда или пчелиного воска, так что в храмах стоит потрясающий согревающий аромат. Оглядевшись в соборе, в тысячный раз пожалели, что в православных храмах запрещено фотографировать, там великолепно.

Сразу за собором располагается часовня-усыпальница семьи Паскевичей.



Удалось найти детальную информацию о создании этого архитектурного чуда. Масса людей была задействована в строительстве. Идея создания родовой усыпальницы принадлежит одному из представителей знатного рода Паскевичей, который владел усадьбой с 1856 по 1903 г. С момента утверждения проекта часовни, до окончания её строительства прошло 19 лет. За это время совершались не только строительные работы, но и решались задачи юридического плана, так как необходимо было получить разрешение на возведение фамильной часовни на городской земле, а также провести эксгумацию останков предков на территории Польши и перевезти их в Гомель.

Мемориальный комплекс состоит из двух сооружений, в наземную часть входит часовня, небольшое квадратное в плане кирпичное сооружение, высотой 18 метров, и склеп для захоронений, который оформлен небольшим наземным входом, откуда лестница ведет в подземный сводчатый тоннель длиной 32 метра. Если верить исследовательской статье, посвященной этому комплексу, стены и своды усыпальницы местами оформлены колотым камнем, мозаичными панно и резным мрамором. Сами внутри мы не были. А вот часовенку с удовольствием рассмотрели, в её декоративном убранстве использованы скульптурные кокошники, розетки, карнизные пояса, позолоченные купола, причудливые керамические колонны и многое другое, полюбуйтесь сами.





Рядом с усыпальницей находится ещё одно интересное здание, сейчас его занимает музей народного творчества, до этого был шахматный клуб, а вот в XIX веке строение, скорее всего, использовалось для хозяйственных нужд.



Конечно, мы зашли внутрь, с момента выхода из храма мы успели изрядно подмерзнуть, а в музее оказалось очень тепло и уютно, к тому же стоимость входного билета была какая-то символическая.







Перед тем как направиться в саму усадьбу мы погуляли по прилегающему саду, прошли по набережной, спустились к Лебяжьему пруду.







С утра уже прошло достаточно времени, мы проголодались и несколько устали, поэтому сделать перерыв на обед было вполне логичным решением. Благо недалеко от площади была обнаружена столовая, где мы вкусно и недорого покушали.



Ну что ж, отдохнувшие и морально подготовившиеся брать усадьбу, мы направились прямо к ней. Приобрели билет, с досадой выяснили, что фотографировать нельзя, исключение составили только центральный зал и переходы, соединяющие боковые павильоны с главным корпусом, а эта лишь малая часть всего дворца.



В таких случаях я всегда надеюсь, что смотрителей не будет или они окажутся невнимательными, и я смогу таки сделать пару кадров. Не в этот раз! Как назло все смотрительницы ревностно выполняли свои обязанности, на ходу пресекали попытки туристов запечатлеть интерьеры усадьбы, недружелюбно и со значительной долей высокомерия делали замечания.



С одной стороны можно понять, им даны указания, гонять непонятливых туристов.



Но с другой, посещая какое-нибудь место, я, например, очень хочу сохранить память об этом, и меня раздражает, когда такой возможности лишают. А главное непонятно, с чем сей запрет может быть связан. Бывали мы и в других подобных музеях, где разрешалось фотографировать, вреда экспонатам это не приносит точно. Может быть, руководитель музея считает, что многочисленные фотографии усадьбы ослабят к ней интерес и поток любопытствующих спадет… В общем, вопрос «Почему нельзя фотографировать?» остается открытым…



Итак, раз уж я не могу поделиться кадрами внутреннего убранства усадьбы, кратко расскажу её историю. Строительство дворца началось в 1777 году, затеял его полководец генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. До него, этим участком земли владел канцлер Великого Княжества Литовского Михаил Чарторийский. Когда в 1772 году Гомель вошёл в состав Российской империи, канцлер отказался присягнуть новому правительству, за что и был лишен своих владений. В 1796 году усадьба переходит по наследству сыну Петра Александровича, Николаю Петровичу Румянцеву, он естественно пожелал перестроить дворец в соответствии со своими вкусами. Именно в этот период появляются боковые павильоны и колоннады. После смерти Николая Петровича, усадьба перешла во владение к его младшему брату Сергею Петровичу. Он, будучи менее удачливым потомком Петра Александровича, продал усадьбу в казну (1834 год), в уплату карточных долгов.



Практически в это же время усадьбу передают генерал-фельдмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу. Этот период (до 1851 года) также сопряжен со значительной реконструкцией, вместо правого флигеля возведена башня, где были устроены апартаменты князя, левый флигель был также видоизменен. Одновременно с реконструкцией дворца происходило и создание парка. Из разных регионов России, из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. Русло древней речушки Гомеюк преобразовали в Лебяжий пруд, устроили газоны с цветниками, гроты, беседки, фонтаны, в парковых аллеях установили копии античной скульптуры. 1856 год - дворец унаследовал сын Ивана Федоровича Паскевича Федор Иванович. По его желанию во II половине XIX в. в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. В центральной части изменили крыльцо со стороны города, был построен ныне существующий пандус. В дальнейшем, вплоть до начала XX в., дворец сохранял свой облик без значительных изменений.



После революции усадьба использовалась в различных целях, здесь размещалась детская техническая станция, кукольный театр, библиотечный коллектор, областная библиотека, областной дорожный отдел, проживают люди и т.д. Настоящим испытанием для дворца оказалась Великая Отечественная война, немцы устроили в парке кладбище, вывезли все ценные вещи. После войны имение восстанавливали по фотографиям, так как оно лежало в руинах.

Ещё пару слов об экспозиции музея. Коллекция действительно очень богатая, включает в себя церковную утварь, иконы, ценные рукописи и книги, произведения художественной бронзы. Что уж говорить о часах, зеркалах, предметах мебели, вазах, сервизах, табакерках, всё это само по себе является произведениями искусства и часто имеется в единичном экземпляре.



Музей мы покинули уже перед самым закрытием. И отправились гулять по городу. На улице стремительно темнело, и, сделав небольшой круг по центральным улицам, мы вышли к вокзалу. До отправления поезда было ещё очень долго, но мы так устали от длительной прогулки, что решили отдохнуть в зале ожидания. Жаль, конечно, что самому городу не было уделено должного внимания, а судя по тому, какие красивые дома мы видели утром и вечером на центральных улицах, за их пределами осталось ещё масса интересного.

музей, Гомель, архитектурная съемка, Беларусь

Previous post Next post
Up