С момента нашего возвращения из Берлина миновал почти месяц, но не прошло ещё и дня, чтоб я не думала об этом удивительном месте. Как я уже писала, больший интерес для меня представляет та часть истории, которая берёт своё начало с момента проведения Ялтинской конференции, именно там, лёгким росчерком пера, трое сильных мира того поделили сферы влияния в Европе. После этого знаменательного события история начинает развиваться со скоростью снежного кома, катящегося с горы, остановить который, по всем признакам, мог только термоядерный взрыв.
Читать хронологию событий того смутного времени для вас может и не представлять особого интереса, я ведь понимаю, что все мы можем найти эту информацию самостоятельно в интернете. Но это важно для меня, хотя бы потому, что хочется привести к порядку и системе те факты, о которых я прочитала впервые, либо которые уже знала, но они существовали в моей голове в виде разрозненных знаний.
2. Бранденбургские ворота, ранее - Ворота мира. После падения стены, ворота стали символом воссоединения страны. В 1945 году ворота сильно пострадали, квадрига и вовсе была разрушена, а на её руинах развевалось красное знамя.
3. На другой день перед воротами играли на шарманке, впервые видела шарманку, на фото ещё покажу.
Итак, февраль 1945 г., Ялтинская конференция. На этой конференции Рузвельт, Черчилль и Сталин раскроили Европу по новым лекалам, по всем вопросам им удалось прийти к соглашению, не без взаимных уступок, конечно, но тем не менее.
4. Вид на музейный остров и музей Боде.
5. Набережная реки Шпрее.
В июле 1945 г. На Потсдамской конференции были скорректированы границы, а так же главы стран впервые коснулись темы ядерного оружия.
1 января 1947 г. американские и английские власти проводят слияние своих подконтрольных зон, весной 1948 г. к ним присоединяется и Франция. Всё это происходило без уведомления СССР и с нарушением ранее принятых договорённостей.
6. Мост Эберта, Лёше очень понравилось, как звучит слово "мост" на немецком, поэтому подпись специально для него - Эбертбрюке.
7. Музей Боде, художественный музей, являющийся частью музейного острова. Туда мы не заходили, на это раз музеи не входили в наши планы, хотелось больше времени уделить городу.
Я, пожалуй, отважусь высказаться на этот счёт, мне кажется, этот шаг был закономерным и вполне понятным. Западный мир пытался оградиться от надвигающегося с востока коммунизма, безусловно, они боялись, что Сталину вдруг вздумается расширять свои границы и чтоб этого не произошло, они решили создать экономически сильное государство на подступах к зоне сферы влияния Союза. К тому же была ещё одна веская причина, обусловившая создание общей экономической зоны, Запад хотел быстрее восстановить экономику Германии, чтоб она имела возможность выплачивать репарации, по-моему, это очень по-деловому. Помимо создания общей экономической зоны, западные державы помогают своим секторам, Союз в аналогичных действиях не был заинтересован, конечно, своя страна в руинах и помогать врагу, хоть и бывшему, выглядело наверняка абсурдным. Но, не помогать одно, а не давать самостоятельно поднимать свою экономику, другое…
8. Монбижубрюке.
9.
В июне 1948 г. сначала союзники, а потом и советские власти проводят денежную реформу, что окончательно разводит по разным экономическим углам окупированные зоны. Запад преследовал цель вывести из оборота излишки валюты и устранить чёрный рынок, всё это, по их мнению, привело бы к стимуляции развития промышленности. Только 60 рейхсмарок меняли по курсу 1:1, всё остальное меняли с понижающим коэффициентом, естественно западные немцы ринулись реализовывать свои сбережения у восточного соседа, где старая рейхсмарка была ещё в ходу.
10. Макет в декоративном парке, недалеко от Берлинского собора.
11. Берлинский собор.
Восточный сосед не замедлил с реакцией. Союз тут же установил блокаду западной части Берлина, были блокированы железнодорожный и речной транспорт на подступах к городу, отключена электроэнергия. Блокада продержалась чуть больше года и была снята лишь в мае 1949 г., я, если честно, об этом до недавнего времени не знала, вот так, с помощью блога и закрываем пробелы в своём образовании. Но, вернёмся к блокаде, она вовсе не означала, что Союз хочет, чтоб 2,5 миллиона жителей западного Берлина умерли голодной смертью. Эти люди могли приобретать товары на восточной стороне, так же Союз организовал в оккупированную зону поставки угля и зерна, вообще, многое было сделано, и как мне кажется, чтоб люди не стали жертвами политических игр. Так же гуманитарная помощь поступала и по воздушным коридорам, поставку продовольствия организовала английская и американская авиация. Запад всеми силами хотел показать, что своих в беде не бросает. Сам факт оккупации, конечно, оправдать сложно, но то, что оккупированным берлинцам запрещалось, под страхом увольнения и выселения из дома, покупать продукты в восточном Берлине это тоже у меня в голове не укладывается. И вообще, читая о тех событиях, я ужасно устала от перетягивания одеяла на себя, то одной стороны, то другой. То запад - хороший, Союз - империя зла, то западные державы - главные злодеи, Советы - ангел во плоти, где правду искать, совершенно непонятно.
12.
13. Церковь Св. Марии.
В итоге блокады, СССР стала ещё более непопулярной среди всего цивилизованного мира, а земли, находящиеся под влиянием западных держав в мае 1949 г. были преобразованы в ФРГ.
14.
15. Александерплац.
16. Как же без трамвайчиков.
17. Без трамвайчиков никак нельзя.
За всеми этими достаточно сухими фактами, которые нам позволяют узнать книги по истории, совершенно нельзя разглядеть, как жили простые люди, о чём они думали, как реагировали на события, которые происходили вокруг них. По сути, мы изучаем историю толпы, массы, но ничего не можем сказать об одном конкретном человеке.
18.
19. Берлинская телебашня.
Если бы у меня было, как у кошки, девять жизней, одну из них я бы точно прожила в том времени. Мне бы хотелось родиться в Берлине, году так в 20-м, в какой-нибудь интеллигентной семье, чтоб к моменту начала войны, я могла бы быть сложившейся личностью, со своими взглядами и принципами, чтоб могла увидеть всю ту жизнь изнутри. Страшно? Конечно, страшно, но это как раз тот самый адреналин, который заставляет делать шаг парашютиста из самолёта, только в моём случае, нельзя быть до конца уверенной, что парашют действительно имеется за спиной, наверное, это было именно тем, что объединяло миллионы людей, живших в то время. Не было никакой уверенности, что ты переживёшь гитлеровские репрессии или Холокост, если на этом этапе смерть тебя обошла, никто не даст гарантий, что война не сделает тебя своей жертвой, если и здесь злой рок тебя миновал, появляется вероятность, что холодная война довершит это дело... бедные люди, как им удавалось от всего этого не сходить с ума.