Нефть. От бума к спаду и так по замкнутому кругу

Apr 18, 2017 20:23

Специально для https://vk.com/stepan_demura Крупнейшие мировые производители нефти размышляют сейчас, надо ли продлевать срок действия полугодового соглашения о сокращении добычи. Целью этого договора, заключенного странами-участницами ОПЕК и такими государствами, как Россия, было устранение излишков запасов и скорейшее завершение самого тяжелого за последнее время спада на рынке нефти. Financial Times, Великобритания



Однако Роберт МакНэлли, бывший советник президента Джорджа Буша-мл. по вопросам энергетики, а ныне - владелец консалтинговой компании, считает, что вся эта инициатива, на подготовку которой ушел год дипломатических трений и которая в 2017 году принесла передышку ценам, в результате все равно не даст никаких ощутимых плодов. По его мнению, резкие ценовые колебания являются неотъемлемой чертой нефтяной индустрии, и миру следует «пристегнуть ремни» и подготовиться к новым перипетиям череды бумов и спадов.

МакНэлли рассматривает текущий сланцевый бум в США в широчайшем историческом контексте, начиная от разработки нефтяных месторождений в Пенсильвании в 1860-х гг. и заканчивая современной ситуацией на раздираемом конфликтами Ближнем Востоке. Эксперт напоминает, что попытки сдержать резкие колебания на нефтяном рынке существовали еще со времен монополии Рокфеллера Standard Oil. Сама ОПЕК тоже с 1970-х гг. периодически пытается обуздать нефтяные циклы.

Мотивы, стоящие за этими попытками, просты. Нефть является топливом, необходимым для работы двигателей экономического роста и технического прогресса. Ценовая волатильность вызывает беспокойство, а резкие скачки цен не обходятся без последствий. Опираясь на исторические факты и два новейших блока нефтяной статистики - по ценам и мировым резервным мощностям - МакНэлли разъясняет, что чем сильнее дисбаланс на рынке, тем масштабнее потенциальные колебания цен, что в свою очередь провоцирует более ощутимые колебания уровня предложения. Отсюда он делает вывод, что в краткосрочной перспективе цены могут упасть ниже отметки 30 долларов за баррель, но также могут и превысить уровень 100 долларов.

Нехватка нефти обуславливает рост цен, что влечет за собой бум нового производства, который, в свою очередь, создает переизбыток предложения, что оказывает давление на нефтяные котировки и финансовое положение компаний, а это в итоге приводит к спаду буровой активности. Нефти на рынке становится слишком мало - и весь цикл запускается заново.

При этом все прошлые попытки по обузданию рынка либо производили минимальный эффект, либо наталкивались на сопротивление. МакНэлли добавляет, что в результате наблюдавшегося в последние годы сланцевого бума в США ОПЕК оказалась не в состоянии контролировать рынок, и эта утрата былого могущества картеля «будет чревата неприятными сюрпризами в виде хронически нестабильных цен на нефть».

Впрочем, утверждение, что впервые за 80 лет мы получили сейчас действительно свободный, неуправляемый рынок нефти, несколько расходится с действительностью. В конце концов, первая со времен финансового кризиса договоренность ОПЕК о сокращении производства и, в частности, усилия Саудовской Аравии - крупнейшего производителя ОПЕК и фактического лидера картеля - привели к росту цен выше 50 долларов за баррель. Как полагают некоторые аналитики, после двух лет, в течение которых управление поставками было отдано в руки рынка, сейчас саудиты снова заявили о себе как о руководящей и направляющей руке на рынке нефти, а мировые энергетические агентства отмечают ускорение процессов перебалансировки.

МакНэлли тоже признает возможность достижения соглашений о поставках и ценовой стабильности, особенно сейчас, когда производители остро ощущают на себе сокращение нефтяных доходов и потому проявляют небывалую готовность к сотрудничеству в вопросах сокращения производства. Однако они все равно могут лишь реагировать на ситуацию, поскольку ни один производитель не обладает влиянием, достаточно сильным для того, чтобы предотвратить бумы и спады. Это признает даже Саудовская Аравия, которая еще в 1980-е отказалась от односторонних инициатив и не пытается противостоять структурным сдвигам.

Сланцевики США пока еще не готовы включиться в большую игру, считает МакНэлли. Их показатели производства не упали настолько быстро, чтобы сформировать основание для цен на нефть. Даже несмотря на наращивание объемов добычи вслед за ценами на нефть, эта индустрия не является достаточно централизованной и низкозатратной для того, чтобы играть роль балансирующего элемента на рынке. Впрочем, добавляет он, этот вопрос остается открытым.

В целом эксперт рекомендует миру привыкать к усилению волатильности. При этом, в условиях слабо управляемого рынка нефти, политика государств и корпораций должна не попадаться в такие ловушки, как попытки жестко закрутить гайки в отношении спекулянтов, или ввести таможенные пошлины в ответ на преодоление ценами каких-либо определенных уровней. Вместо этого им следует принимать такие меры, как наращивание стратегических запасов и координированное их задействование.

Можно сказать, что МакНэлли разделяет точку зрения экономиста Майрона Уоткинса, который еще в 1937 году написал: «Проблема с нефтью в том, что ее всегда или слишком много, или слишком мало».

Источник

предложение, спрос, бум, спад, ОПЕК, нефть

Previous post Next post
Up