Настоятельно рекомендую своим читателями, хотя бы фоном послушать лекции курса Майкла Сэндела «Справедливость», Гарвард. О любви к родине, правильной дискриминации, цене жизни, моральной стороне убийства, однополых браках и многом другом на русском языке. Я не совсем согласен и многое о чем он говорит считаю неприемлимым, но лекции точно стоящие...
(
Read more... )
Первый случай (выбор, на какую ветку повернуть вагонетку - где пять человек или один) это выбор из двух вариантов поведения
а) Ничего не делать и убить пять незнакомых тебе людей
б) Повернуть и убить одного незнакомого тебе человека
Большинство, что вполне естественно, выбирает чисто исходя из количества голов.
Второй случай (не делать ничего или столкнуть на рельсы толстяка) первому ни разу не эквивалентен, потому что это не два, а ТРИ возможных варианта поведения
а) Ничего не делать и убить пять незнакомых тебе людей
б) Столкнуть на рельсы незнакомого тебе человека и убить только одного этого человека
в) Спрыгнуть на рельсы САМОМУ и убить СЕБЯ, заплатив такую цену за спасение пятерых людей.
И вся тяжесть выбора тут - не в том, минимизировать или нет число убитых, а чью единственную смерть выбрать - свою или незнакомого тебе случайного прохожего.
А поскольку вариант (в) присутствует неявно (и никто из студентов его не просчитал, а препод не озвучил), то народ даже не понимает, почему его так клинит.
А препод называет вот это вот все иллюстрацией двух философских подходов, но похоже зря.
Проверочная задача: испытуемый стоит на том же мосту, но сам спрыгнуть не может, однако может направить вагонетку или на пятерых рабочих или на одного случайно забредшего на ответвление путей толстяка.
(А самое интересное в диллеме вагонетки начинается, когда среди возможных жертв предлагают представить знакомых/родственников - и число спасенных голов резко перестает влиять на принятие решения)
Reply
Да. И я пришел к тем же выводам. Стоит ли доверять чуваку, который скрыл даже такой важный пункт?
Reply
Голова-то она не только для того, чтобы в нее есть...
Reply
Reply
Если он проманипулировал слегка с задачей и будет продолжать дальше в том же духе - это плохо. Если просто провафлил задачу и аккуратно не сформулировал... ну, тоже плохо конечно, жалко никто из студентов не просчитал, но это не особо беда конечно.
Reply
Leave a comment