Один из самых известных исследователей институтов и нобелевский лауреат Дуглас Норт в программной статье «Институты» [North, 1991] определил их так: «Институты - это ограничения, установленные человеком, которые структурируют экономическое, политическое и социальное взаимодействие. Они состоят из неформальных ограничений (санкции, табу, обычаи, кодекс поведения) и формальных правил (конституция, законы, права собственности)». Согласно Норту, институты определяют палитру выбора экономических субъектов, транзакционные и производственные издержки, прибыльность и целесообразность той или иной экономической деятельности. Институты определяют систему стимулов в экономике и задают направление изменений - экономический рост, стагнация или падение.
![](https://pp.userapi.com/c620028/v620028205/978f/Pv95XBhwE_w.jpg)
В случае институтов «круговорот веществ в природе» выглядит так: формальная политическая власть создает экономические институты, которые, в свою очередь, определяют распределение ресурсов, а оно ведет к реальной политической власти (может отличаться от формальной).
Теоретики институтов считают, что экономические и политические институты взаимно влияют друг на друга: если политическая власть - это монополия узкой группы, то права собственности всех остальных не могут быть хорошо защищены. С другой стороны, если экономические институты ведут к неравному распределению ресурсов, то политические институты не могут быть демократическими.
К экономическим институтам в первую очередь относят те, которые определяют права собственности; регулируют исполнение контрактов, взаимодействие между экономическими субъектами и барьеры на вход. Главными политическими институтами считаются форма правления, ограничения на поведение политиков и элит, разделение властей, избирательное право (в случае демократии). Институтом также считается уровень коррупции - правда, трудно сказать, экономический это институт или политический (группа PRS, выпускающая справочник по страновым рискам, относит уровень коррупции к политическим).
В эмпирических исследованиях в качестве меры развития институтов обычно используют те или иные индексы. Их краткие описания содержатся в Приложении 1 к настоящему документу. В таблице 5 ниже мы суммируем, какие институты какими индексами оцениваются.
![](http://carnegieendowment.org/images/article_images/table_4-web_eng.jpg)
Касательно таблицы 5 нужно заметить, что к институтам, отвечающим за организацию взаимодействия между экономическими субъектами, помимо законодательства о банкротстве и трудового права относится антимонопольное регулирование, качество которого, однако, не рейтингуется ни одним из индексов.
Оценки одной и той же страны по разным индексам необязательно близки. Характерным примером является Россия, рейтинг которой «Ведение бизнеса» (Doing Business) в 2016 году составил 73,218 - это 39-е место в мире, лишь немногим ниже, чем у Японии. Между тем по индексу восприятия коррупции Россия находится на 119-м месте из 169.
Некоторые исследователи в качестве меры институтов опирались на такие индикаторы, как доля англоговорящего населения или населения, говорящего на одном из основных европейских языков, и даже расстояние от экватора (см., например [Alexeev, Conrad, 2009] и [Arezki, Ploeg, 2007]). Данные меры качества институтов представляются нам сомнительными с теоретической точки зрения, хотя иногда они оказываются статистически значимыми.
Ответим теперь на вопрос, какие институты можно считать качественными и эффективными. Ответ содержится в методологии расчета индексов, оценивающих качество институтов. Опишем здесь некоторые из них.
Защита прав собственности
В качестве меры защиты прав собственности можно использовать международный индекс защиты прав собственности (IPRI)19. Его компонент «Правовая и политическая среда» включает такие факторы, как независимость судебной системы от государства и бизнеса, главенство закона, политическую стабильность и контроль над коррупцией. На компонент «Право на материальную собственность» влияют такие факторы, как защита материальной собственности, регистрация собственности и легкость доступа к финансированию. Компонент «Право на интеллектуальную собственность» включает защиту прав интеллектуальной собственности, патентную защиту и нарушение прав интеллектуальной собственности.
Открытость экономики
В качестве меры открытости экономики можно использовать подындекс «Свобода торговли» подындекса «Открытость рынков» (входит в индекс экономической свободы газеты Wall Street Journal и исследовательского центра Heritage Foundation)20. Он рассчитывается на основе двух показателей: «средний уровень таможенных пошлин» и «другие ограничения на торговлю». Показатель «другие ограничения», в свою очередь, состоит из шести составляющих:
количественные ограничения: импортные квоты, ограничения на экспорт, эмбарго и запреты, бартерная торговля и т.п.;
ценовые ограничения: антидемпинговые и компенсационные21 пошлины; налоги, взимаемые при пересечении товаром границы, и т.п.;
регуляторные ограничения: лицензирование, санитарные требования, стандарты безопасности, требования к упаковке и маркировке, требования к рекламе, защита торговых марок;
инвестиционные ограничения: ограничения на конвертацию валюты, финансовый контроль;
таможенные ограничения: требования внесения депозита, процедуры оценки таможенной стоимости, таможенная классификация, таможенные процедуры;
прямое государственное вмешательство: субсидии и другая помощь, промышленная политика, государственное финансирование исследований, технологическая политика.
В целях расчетов максимальный тариф установлен на уровне 50 %. Это означает, что такой тариф является настолько запретительным, что его дальнейшее повышение не оказывает влияния на результаты.
Подындекс «Свобода международной торговли» индекса экономической свободы в мире Института Фрейзера, который также можно использовать в качестве индикатора открытости экономики22, исходит в первую очередь из такого косвенного показателя, как отношение экспортно-импортных пошлин в абсолютном выражении к обороту внешней торговли. При этом худший рейтинг получают страны, где этот показатель равен 15 % и выше, то есть и уровень в 15 %, по мнению составителей рейтинга, очень высок. Далее идут средний размер таможенных пошлин (пороговое значение для низшего рейтинга - 50 %), среднее стандартное отклонение от среднего размера пошлин - чем оно больше, чем хуже (пороговое значение для низшего рейтинга - 25 %), а также регуляторные ограничения международной торговли, валютные курсы черного рынка и контроль над перемещениями людей и капитала.
Коррупция
Согласно мнению PRS, самой распространенной формой коррупции являются незаконные платежи и взятки, возникающие в связи с экспортными и импортными лицензиями, контролем над конвертацией валюты, начислением налогов, полицейской защитой и получением кредитов. Кроме того, коррупцией считаются и такие, как выражаются авторы методологии, потенциальные формы, как избыточный патронаж, кумовство, трудоустройство, подход «услуга за услугу», финансирование политических партий и подозрительно близкие связи политиков и бизнесменов23. По понятным причинам факторы, определяющие коррупцию, очень трудно квантифицируемы, поэтому все индексы являются индексами восприятия, а методология их расчета в лучшем случае содержит список организаций, среди которых проводился опрос.
Политические институты
Из всего множества политических институтов остановимся на том, который, судя по исследованиям, сильнее всего влияет на борьбу с ресурсным проклятием. Это «учет мнения граждан и подотчетность правительства», для которого имеется соответствующий подындекс индекса Международного индекса качества государственного управления (WGI) Всемирного банка. В нем множество составляющих, начиная с индикаторов уровня развития демократии (свобода прессы, честность выборов, беспрепятственный выезд из страны и т. п.). Перечислим наиболее важные с точки зрения борьбы с ресурсным проклятием: фаворитизм, личная заинтересованность, достоверность данных государственного бюджета, достоверность данных госкомпаний, достоверность экономической и финансовой статистики (например, ценовых индексов, статистики внешней торговли), достоверность данных государственных банков, разъяснение и публичное обсуждение государственной экономической политики, прозрачность процесса госзакупок.
Институт «Гарантии исполнения контрактов» мы не описываем, так как ни одна из возможных количественных мер не отражает его в полной мере, а касается лишь одного из аспектов.
Важным аспектом понимания институтов является различение институтов и политики. Согласно одной из точек зрения, институт отличается от политики тем, что он представляет собой нечто более долгосрочное и устойчивое. Институт - это то, что определяет ту или иную политику. Например, сторонники этой точки зрения считают институтом, влияющим на открытость экономики, Всемирную торговую организацию (WTO), которая задает уровень тарифа, а сам уровень тарифа - политикой. На наш взгляд, если следовать духу определения институтов Норта, то уровень тарифа является институтом, потому что именно уровень определяет степень открытости экономики и т. п. Ниже, говоря о влиянии институтов на преодоление ресурсного проклятия, мы не будем жестко различать различные механизмы этого влияния - институты, политики, инструменты, так как с практической точки зрения это не принципиально.
Взято
отсюда