Как государство присвоило себе данные пользователей. Тезис, что люди - это новая нефть, получил новое подтверждение - теперь и от ФАС. «И воля государства - распределить и распорядиться этим активом [пользовательскими данными]. Можно обсуждать, как государство распоряжается, но не стоит обсуждать, вправе ли оно распоряжаться. Мы считаем, что вправе» - Елена Заева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС.
Данные пользователей - это недра и полезные ископаемые цифровой эпохи, заявила на заседании экспертного совета в Госдуме начальник управления регулирования связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Заева. И это вовсе не лирическое сравнение: как государство распоряжается полезными ископаемыми, которые находятся на его территории, точно так же оно имеет полное право собственности на данные его граждан, считает ФАС.
А эти данные собирает сейчас огромное количество компаний - не только онлайн-площадки как таковые, но и банки, автозаправки, продуктовые магазины и, кажется, даже производители труб большого диаметра. Чем дальше, тем дороже и критичнее для бизнеса становится сбор максимально точных данных о своих клиентах и потенциальных потребителях. Это десятки миллиардов рублей будущих инвестиций.
Правда, в логике ФАС получается, что компании всего лишь заимствуют эти данные у государства. Которое в любой момент может напомнить, чья эта собственность на самом деле. И если уголь или золото изначально лежат в земле благодаря матушке-природе, то базы с пользовательскими данными не возникают из воздуха сами по себе, это всегда результат чьей-то работы. Так что, когда государство называет себя собственником данных, фактически на наших глазах происходит национализация продуктов чьего-то труда.
Большинство из нас наверняка согласится, что обработка наших данных нуждается в контроле общества и государства. Сюжеты фантастических фильмов об украденной личности становятся реальностью. Частные компании, которые сейчас собирают наши данные, далеки от идеала. Очень часто они скрывают, какую именно информацию собирают. И если ты больше не хочешь пользоваться их услугами, свои уже собранные данные удалить нельзя.
И все же совсем другое дело, когда, манипулируя нашими страхами, государство умело подменяет регулирование и владение.
Легкость и удобство, которые приносят в нашу жизнь современные технологии, имеют и обратную сторону - они дают государству гораздо больше инструментов контроля. Чтобы зайти в нашу квартиру и прочесть наши бумажные письма, полицейским в большинстве случаев требуется решение суда. Но доступ к нашим аккаунтам в социальных сетях и электронной почте государство получает, просто убедив интернет-компании в необходимости сотрудничать. Никто не считает нужным уведомить пользователя, что его переписка больше не тайна. Также никто не считает нужным спросить у москвичей разрешение на распознавание их лиц с помощью системы видеонаблюдения на улицах. Сами не замечая того, мы становимся цифровыми крепостными, чьи данные принадлежат корпорациям - и государству.
И тут же пришла новость в тему
«Ростелеком» и ВТБ могут стать единым игроком на рынке больших данных
К своим они могут добавить данные из ритейла, страхования и рекламы. «Ростелеком» и ВТБ думают о создании платформы обмена большими данными, сообщил «Ведомостям» президент госоператора Михаил Осеевский и подтвердил первый зампред правления ВТБ Дмитрий Олюнин. От других комментариев оба отказались, представители сторон заявили, что раскрывать подробности проекта еще рано. Его партнеры скоро будут тесно связаны: в результате запланированной консолидации 100% Tele2 у «Ростелекома» 17% госоператора достанутся ВТБ, объявлял ранее президент госбанка Андрей Костин.
Будущие партнеры собираются обмениваться данными и обрабатывать их, объединив разные данные о клиентах в пользовательские профили, рассказал «Ведомостям» человек, знающий о подробностях проекта от нескольких его потенциальных участников. Например, в системе может быть информация о поле и возрасте человека, его покупках, предпочтениях, доходе, передвижениях, перечисляет собеседник «Ведомостей», хотя сценарии использования объединенных данных еще не проработаны. Конечно, есть идеи оценивать с их помощью кредитоспособность человека, разрабатывать методики привлечения и удержания клиентов, но этим возможности использования столь крупной базы не исчерпываются, отмечает он. Партнеры хотят создать платформу наподобие WeChat, рассказал другой человек, слышавший об этом от топ-менеджера ВТБ, - единую систему, в которой можно будет оплачивать товары и услуги с помощью единого приложения на мобильных телефонах, более функциональную и гибкую, чем система быстрых платежей.
В ближайшие годы разные компании и государства будут узнавать и собирать о человеке всё: что покупал, с кем общался, как себя чувствовал, говорил ранее директор по монетизации данных группы «Тинькофф» Евгений Исупов. Можно влиять на политику, настраивать на покупку определенных товаров, стимулировать человека все больше рассказывать о себе на разных платформах, перечислял партнер KPMG Николай Легкодимов.
Четыре собеседника «Ведомостей», знающих об этом от разных сторон будущей сделки - «Ростелекома» или ВТБ, - утверждают, что партнеры уже пытаются вовлечь в проект других поставщиков данных, преимущественно это компании, связанные с ВТБ или «Ростелекомом». Все четверо говорят, что данными поделится «Магнит» (на 18,3% принадлежит ВТБ, представитель ритейлера не ответил на запрос «Ведомостей»). Трое указывают на Tele2 (сейчас у «Ростелекома» уже 45% акций) - представитель оператора подтвердил, что он может стать участником проекта, отказавшись от других комментариев. Два человека слышали от ВТБ и «Ростелекома» об участии в проекте «Почта банка» (49,99% - у ВТБ). По одному человеку слышали от сторон о переговорах со страховой компанией «Согаз», которая на 10% принадлежит ВТБ, а также с «Национальной медиа группой», «Почтой России», группой ПИК, X5 Retail Group - госбанка и госоператора нет среди их совладельцев; подтвердить информацию о переговорах с ними не удалось. Представитель «Согаза» (владеет «ВТБ страхованием») отказался от комментариев, остальные компании не ответили на запросы «Ведомостей».
$3 трлн может составить экономический эффект от объединения всех данных в мире к 2020 г., подсчитывали аналитики McKinsey. За 2017-2019 гг. доля компаний, создающих партнерства по обмену данными, выросла с 21 до 40%, указывают они.
Подобие таких объединений уже есть. Например, в группу МТС входит сам мобильный оператор, «МТС банк», крупная непродовольственная розничная сеть (почти 5900 салонов на август 2019 г.) и еще несколько направлений - ТВ, развлекательные сервисы, заявляет представитель МТС. Анализ больших данных МТС позволил ее банку увеличить выдачу кредитов на 98% во II квартале 2019 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года, а за первые полгода 2019 г. - на 114%, приводит он пример. Все данные пользователей находятся внутри единой экосистемы, а значит, надежно защищены, уверяет представитель МТС.
Чем больше партнеров объединится, тем больше вероятность создать конкурента экосистеме Сбербанка и другим крупным проектам с использованием больших данных, указывает один из собеседников, знающий о проекте сразу от нескольких возможных участников. Но для конкуренции со Сбербанком ВТБ нужно много партнеров - по результатам 2018 г. у ВТБ было 12,3 млн клиентов - физических лиц против 92,8 млн у Сбербанка. У Tele2 на 2018 г. было 42,3 млн абонентов - среди крупнейших операторов она занимает последнее, 4-е место, но лишь у нее растет абонентская база. У «Ростелекома» 13 млн абонентов с широкополосным доступом в интернет, 10,2 млн абонентов платного телевидения, 1,2 млн абонентов мобильного виртуального оператора (все данные без учета возможного пересечения баз операторов и банков. - «Ведомости»).
Использование больших данных сейчас ограничено из-за отсутствия правовых механизмов обмена ими, замечает представитель Ассоциации рынка больших данных. Сейчас каждый из перечисленных партнеров собирает данные, предупреждая пользователей о своих целях, и механически объединить базы нельзя, объясняет управляющий партнер консалтинговой компании «Емельянников, Попова и партнеры» Михаил Емельянников. Но партнеры могут поменять пользовательские соглашения, включив в них пункт о передаче данных в единую систему и указав цели такой передачи. Если среди них будет рассылка маркетинговых предложений, то пользователю должна быть предоставлена возможность отказаться от такой рекламы, заключает юрист. Директор по развитию розничного бизнеса «Росгосстрах банка» Марина Дембицкая тоже видит защиту персональных данных среди основных рисков проекта: с одной стороны, максимального эффекта можно добиться, персонализируя большие данные, с другой - нужно обеспечить полное соблюдение прав граждан и закона о персональных данных.
«Ростелеком» и ВТБ собираются привязывать данные о клиентах не к их персональным данным - таким, как фамилия и имя, - а к абстрактному ID, чтобы не было проблем с регулированием, парирует человек, знающий о проекте от разных его сторон. Использовать персональные данные партнеры не собираются, подтверждает собеседник, знающий об этом от одного из партнеров.
Правовые проблемы все же могут возникнуть, предупреждает Емельянников: начиная с 2016 г. суды признают неправомерным использование анонимизированного профиля пользователя, позволяющего определить его взгляды, предпочтения и другие характеристики, если человек не был поставлен в известность. Исключение делается только для аналитики, исследований и сбора статистики. Впрочем, эта проблема может быть решена - исполнителям нацпроекта «Цифровая экономика» поручено разработать регулирование оборота больших данных и поправки в законодательство о персональных данных, в том числе упрощающие использование анонимизированных сведений.
Источник и
еще тут Добавиться в друзья можно вот тут Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже: