Франшиза тату-салона. Убыток в 3,5 млн рублей и судебный иск

May 25, 2019 23:54

Пишет Владимир Колесников. Хочу рассказать, как открывал тату-студию в Краснодаре по франшизе Lucky Style Олега Шепеленко. Возможно, кого-то это убережёт от ошибок.



Ранее я слышал о франшизах, задачей которых служит исключительно получение паушального взноса, и был уверен, что эти знания оградят меня от покупки такой «пустышки», но увы и ах.

Спойлер: убыток 3,5 млн рублей и судебный иск от владельца франшизы.

По затратам на открытие студии от меня требовалось 2-2,5 млн рублей, включая паушальный взнос - 500 тысяч рублей. В итоге за полмиллиона рублей, я получил:
Имя и раскрученный бренд. На самом деле нет. Статистику запросов Lucky Style Tattoo «Яндекс.Вордстата» нашёл слишком поздно, когда разбирался почему клиенты не идут на «имя».
Доступ к базе знаний. Договоры с мастерами, по которым меня кинули три мастера за обучение, за которых я заплатил Олегу.
Дизайн-проект студии. Не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера и реальной сметы.
Маркетинговая стратегия. Mind-map на коленке и услуги по завышенным ценам.
CRM-система. По факту - рекомендация сервиса, к которому я обязан был открыть полный доступ Олегу.
Уникальный опыт. Обучения мастеров, долгий процесс и месячная работа целой команды (на самом деле два дня).

Далее лонгрид для тех, кто готов читать
В 2018 году, со слов друга, узнаю о тату-мастере с «мировым именем» из Ростова - Олеге Шепеленко, который запустил франшизу своего тату-салона Lucky Style.

Во время личной встречи Олег завалил меня цифрами финансового успеха тату-студии, пророчествами, как легко можно добиться успеха в тату-индустрии. Нужно всего-то вооружиться «громким» именем и его «личными секретами». Гарантированный выход в плюс уже с третьего месяца работы студии.

На тот момент у меня не было большого опыта в предпринимательстве, почему и хотел начать бизнес по франшизе, полагая, что используя отлаженные бизнес-процессы и маркетинг, можно избежать банкротства. Ну или хотя бы свести этот риск к минимуму.

Договор
Спустя несколько недель работы с Олегом Шепеленко мы пытались урегулировать договор - исключить пункт о фиксированных платежах новой студии (роялти), в случае отсутствия средств после уплаты аренды помещения и других постоянных и переменных затрат.

Кстати, и здесь Олег убеждал, что заплатить указанный ежемесячный платеж не составит труда, так как эти суммы «копейки» в сравнении с будущей прибылью.

Договор был подписан с оговоркой, что его условия будут дорабатываться и изменяться в случае, если какие-либо из его пунктов, в ходе совместной работы окажутся проблемными для одной из сторон. Оговорка была уместна, так как ещё ни одна студия по этой франшизе не открывалась. Паушальный взнос был оплачен.

Дизайн-проект
Оказался набором картинок и не содержал спецификаций по материалам, мебели, технике, предметам интерьера. На запросы был ответ один: «Неужели непонятно? Должен быть премиум во всем!» Из всего дизайн-проекта не возникло проблем, только с кушетками.



Картинка-пример дизайна из Instagram
Сложно не догадаться, что бюджеты не сошлись. В процессе стало понятно, что оглашенной ранее суммы 2-2,5 млн рублей не хватит. После обращения к владельцу франшизы, с целью выяснить, откуда появились эти цифры, последовал ответ, что эту сумму ему назвал какой-то человек, который сам планировал открывать студию. Сам Олег ничего не считал - просто указал сырые цифры. Я решил довести дело до конца и продолжил ремонт.

В октябре 2018 года, за неделю до открытия, оказалось, что, по мнению команды франшизы, телевизоры и диваны не соответствуют «премиум-сегменту». Оценка, мягко говоря, субъективная.

Но ситуация послужила поводом для угрозы о расторжении договора франшизы! За день до открытия я получил от Олега список «Срочно к покупке». Как итог - открытие салона обошлось на 1,5 млн рублей дороже изначально оговоренной суммы.



Фото с открытия студии
База знаний
Договор предоставленный Олегом, как оказалось, не даёт франчайзи никаких гарантий того, что мастер обязуется отработать в студии (которая, кстати, оплачивает его «обучение») в течение оговоренного года.

В результате три мастера просто ушли из студии сразу после обучения. Но мастеров можно понять - заказов было минимум.

Пару слов про обучение, которое, по словам Олега, выводит мастера на «новый уровень». По факту - обучение оказалось всего лишь двухдневной корректировкой работы уже опытных мастеров.

Оставшаяся часть базы знаний - две страницы должностных инструкций.

Маркетинговая кампания
Кроме навязанных услуг обучения мастеров, мне навязали маркетинговые услуги по завышенным ценам. Ведение аккаунтов в Instagram и «ВКонтакте» обходилось дополнительно в 50 тысяч рублей в месяц.

На вопрос: «Олег, подскажи, как лучше сделать, какие каналы эффективнее, какой посыл необходимо заложить?», ответ, как правило, был следующий: «Используйте все каналы, завалите город листовками, выкупите все баннеры, выкупите рекламу на телевидении, на радио, чтобы каждый таксист знал о студии!»

Причины убытков, со слов Олега, были банальные: неправильная работа персонала, управляющего, слабая реклама. Вместо регламентов бизнес-процессов, мне прислали должностные инструкции. Естественно, ответов, на возникшие вопросы, там не оказалось.

Студия продолжала нести убытки. Маркетинг был передан Олегу. В следующий визит владельца франшизы, мне выдвинули требование установить и ежемесячно оплачивать минимальный оклад каждому мастеру - 50 тысяч рублей. «Иначе и оставшиеся мастера разъедутся по домам», - таков был вердикт.

Соглашаясь, я понимал, что лучше ещё какое-то время иметь надежду на улучшение ситуации, чем потерять всё и сразу. Олег продолжал выставлять мне счета по роялти в размере почти 100 тысяч рублей ежемесячно.

У меня не укладывалось в голове - я терплю убытки в сумме почти 200 тысяч рублей ежемесячно, и мой партнёр, владелец франшизы, оперируя уже только договором, говорит, что это моя проблема. В попытке договориться об отсрочке платежей - предложение оказалось следующим: либо платить, либо закрываться.

Я принял решение закрыться, продать оборудование и все имеющиеся активы.

Никакой ответственности за вложенные деньги в франшизу и бренд Lucky Style, превратившиеся в итоге из 2,5 млн рублей в 5 млн рублей, Олег за собой не чувствовал. Потери за пять месяцев работы по франшизе - после продажи оборудования, мебели и других активов - составили 3,5 млн рублей.



Владелец франшизы, фото взято из «ВКонтакте»
Что касается Олега, думаю, что он хороший мастер. Просто хороший мастер…

P.S. Послесловием стал судебный иск, который я получил от Lucky Style за неуплаченные роялти за последние месяцы. Когда студия уже не работала под его именем. По факту - распродавала имущество, переуступала аренду другому предприятию.

Это мой первый пост. Пишу на эмоциях, делюсь опытом.

Источник

Что Вы думаете о тату индустрии? И о франшизах в целом?
Если есть возможность, опишите опыт работы по франшизе, свои или своих знакомых...

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

кидок, предпринимательство, обман, кейс, франшиза, бизнес

Previous post Next post
Up