На краю прорыва или обрыва? Четыре условия роста, которые в России не выполняются

Jun 22, 2018 10:35

Специально для https://vk.com/stepan_demura Что нужно России для рывка? Или прорыва, что то же самое. О «рывке» президент Путин говорил в январе на встрече с доверенными лицами. В майском «суперуказе» речь шла о «прорыве», точнее, о «прорывном» научно-технологическом и социально-экономическом развитии. Возможен ли такой прорыв? Что для этого необходимо? Выполнение каких условий потребуется для выполнения столь амбициозной задачи? Ответы на поставленные вопросы важны, потому что мало сказать и потом снова повторять про прорыв. Мало обозначить какие-то цели социально-экономического развития, пусть и кажущиеся весьма амбициозными. Мало даже провести декомпозицию этих целей и оцифровать конкретные задачи, которые необходимо решать для достижения целей. Сегодня необходим еще ряд условий, выполнение которых позволило бы рассчитывать на столь желаемый прорыв.




Первое условие: новые лица
Выполнение этого условия крайне важно сегодня, ведь свыше 18 лет власть в России не менялась. Разговоры о необходимости прорыва после 18 лет правления - они в принципе достаточно удивительны. То есть 18 лет прорыва не надо было, а теперь мы без него никак не можем. При всей поддержке российским народом нынешней власти (что продемонстрировали итоги президентских выборов 18 марта 2018 года) новые лица все равно нужны. Именно они способны персонализировать ожидания, нацелить на успех. Но у нас этого не произошло, президент и премьер те же, ключевые министры - те же.

Объяснение этого мы услышали от президента на «прямой линии». Оказывается, если бы было более радикальное обновление правительства, то понадобилось бы два года на то, чтобы сформулировать уже имеющиеся или новые задачи. Не очень понятно, почему новые люди оказались бы столь неспособными. Еще аргумент: раз план развития готовился прежним кабинетом, значит, ему и реализовывать его. То есть старый кабинет министров два года готовил план прорыва и тем самым гарантировал свою неприкосновенность. Это нормально? Нет, это не нормально.

Конечно, обновление необходимо не ради самого обновления. Но такова реальность: заряженность на успех возникает с новыми людьми. Вспомните Михаила Горбачева с его политикой ускорения во второй половине 1980-х годов - очень яркий пример.

Второе условие: принятая ⁠обществом ⁠программа реформ
Что там у нас с планом прорыва? А нет его ⁠еще пока, хоть и готовился два года. ⁠Возможно, мы увидим ⁠его осенью. Это будут ⁠«Основные направления деятельности Правительства ⁠Российской Федерации до 2024 года» (должны быть утверждены до 1 октября 2018 года). Я убежден, что они не станут реальной программой прорыва. Таковая по определению не может появиться, когда продолжительное время над планом по отдельности работают и Минэкономразвития, и Центр стратегических разработок под управлением Алексея Кудрина, и Борис Титов со своим Столыпинским клубом.

Когда это все растягивается во времени, документ не впитывает энергетику решительного реформирования, самые серьезные содержательные вещи выхолащиваются в процессе бесчисленных согласований. Кроме того, серьезно меняется социально-экономическая обстановка, и то, что было необходимо в первые дни работы над программой реформ, с большой долей вероятности может оказаться не актуальным спустя два года.

Та программа реформ, которую мы увидим осенью, хотя и будет содержать достаточно много правильных мер, прорыва точно не обеспечит.

Третье условие: благоприятные внешние и внутренние условия
Начнем с внешних условий.

Цены на нефть. Они, конечно, значительно подросли за последние 2,5 года. Если в начале 2016 года мировые цены на нефть были на уровне около $30 за баррель, то теперь это около $75. Но в 2014 году было больше $100 за баррель, при этом экономика уже почти не росла.

Санкционное противостояние не то что сохраняется - усиливается. И никаких перспектив на скорое разрешение этой проблемы в ближайшее время не просматривается.

Состояние мировой экономики только на первый взгляд не является проблемой. Посмотрите: с учетом цикличности мирового экономического развития мы накануне очередного глобального кризиса, а тут еще и начатые США торговые войны, которые вполне могут стать спусковым крючком.

Внутриполитические условия вполне благоприятны, а вот экономические (очень слабый рост) таковыми никак не назовешь.

Четвертое условие: финансовые источники роста
Резервный фонд мы полностью израсходовали. С 1 февраля 2018 года остался только Фонд национального благосостояния, в котором к маю 2018 года было около 4 трлн рублей. Не такие большие деньги, если учесть, что значительная часть их уже расписана. На внешние займы по известным обстоятельствам нам особенно рассчитывать не стоит. Судя по тому, как собираются находить недостающие триллионы рублей на реализацию майского «суперуказа» президента (рост налогов, повышение пенсионного возраста и пр.), проблема у нас и с источниками роста (прорыва).

От уже объявленного решения по повышению НДС до 20% мы только в краткосрочной перспективе более или менее гарантированно можем получить несколько сотен миллиардов рублей. Но с большой долей вероятности такое решение будет угнетать экономический рост, и через два-три года мы рискуем не получить никакого выигрыша.

Не следует рассчитывать и на то, что сэкономленные на пенсионной реформе деньги смогут стать источником роста. Когда повышение пенсионного возраста вынужденно растягивается на долгие годы, «размазываются» и получаемые от реформы финансовые результаты.

Теперь вопрос: возможен ли прорыв при таком выполнении необходимых для него условий? Нет, не возможен. Прорыва не будет. Как не состоялось в свое время пресловутое удвоение ВВП за 10 лет (задачу выполнили где-то на 60%). И что? Да ничего. Объяснения всегда найдутся: санкции, цены на нефть, мировой экономический кризис и т.д.

Могло ли все быть по-другому? Могло.

Источник
Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

перестройка 2.0, Россия, экономический рост, экономика будущего

Previous post Next post
Up