Углеводородица и парадокс Джевонса

Jan 26, 2019 23:10

Парадокс Джевонса, иногда называют эффект Джевонса в экономической теории - ситуация, когда технологический прогресс, который увеличивает эффективность использования какого-либо ресурса, увеличивает, а не уменьшает объём его потребления. В 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс отметил, что технологические усовершенствования, которые увеличивают эффективность использования угля, ведут к увеличению потребления угля в различных сферах промышленности. Он утверждал, что, вопреки интуиции, нельзя полагаться на технологические усовершенствования в деле снижения потребления топлива. Данный вопрос был вновь рассмотрен современными экономистами, изучавшими обратный эффект потребления от повышения энергоэффективности. В дополнение к уменьшению объёма, необходимого для определённого применения, повышение эффективности снижает относительную стоимость использования ресурса, что ведёт к увеличению спроса на ресурс, потенциально препятствуя любой экономии от увеличенной эффективности. Кроме того, повышение производительности ускоряет экономический рост, дополнительно увеличивая спрос на ресурс. Парадокс Джевонса имеет место, когда эффект повышения спроса преобладает, что приводит к увеличению использования ресурса.



Парадокс Джевонса был впервые описан английским экономистом Уильямом Стэнли Джевонсом в его работе «Угольный вопрос» в 1865 году. Джевонс отметил, что потребление угля в Англии резко возросло после появления парового двигателя Джеймса Уатта, который имел намного большую эффективность по сравнению с ранее применявшимся двигателем Томаса Ньюкомена. Изобретение Уатта сделало уголь намного более выгодным источником энергии, что привело к широкому применению паровых машин в промышленности. Это, в свою очередь привело к росту потребления угля, хотя потребность в угле для отдельной машины и снизилась. Джевонс утверждал, что увеличение эффективности использования топлива имеет тенденцию увеличивать, а не снижать использование топлива: «Ошибочно думать, что экономичное использование топлива означает снижение его потребления. Верно как раз обратное». В то время многие в Британии были обеспокоены быстрым исчерпанием запасов угля, и некоторые специалисты полагали, что экономичное использование топлива означает снижение его потребления. Джевонс доказывал ошибочность этой точки зрения, поскольку рост эффективности имеет тенденцию увеличивать спрос на уголь. Следовательно, совершенствование технологии ведет к увеличению скорости опустошения угольных запасов.



Биография
Уильям Стэнли Джевонс родился 1 сентября 1835, в Ливерпуле. Джевонс в связи с тяжелым материальным положением его семьи, отец - преуспевающий ливерпульский торговец железом - обанкротился в результате кризиса 1847 г., не смог закончить образование в Лондонском университетском колледже, где изучал химию и металлургию. В 19 лет он покинул Англию, чтобы поступить на службу пробирщиком на Австралийский монетный двор в Сиднее. Служебные обязанности оставляли любознательному и честолюбивому юноше достаточно времени для изучения метеорологии, проблем железнодорожного транспорта, экономической науки, сбора статистического материала и серьёзного увлечения фотографией. Проведя в Австралии пять лет, Джевонс вернулся в Лондон для завершения университетского образования, но на этот раз выбрал экономику. В 1862 г. Джевонс без особого успеха представляет в Британскую ассоциацию две свои работы: краткие тезисы «Об общей математической теории политической экономии», в которых сжато и даже без формул и графиков изложено основное содержание будущей «Теории политической экономии», и заметку о статистических способах исследования сезонных колебаний. Гораздо большую известность принесли ему работы по практическим вопросам, посвященные цене золота (1863) и «угольному вопросу» (1865), - в последней рассматривались проблемы, связанные с будущим истощением угольных запасов Англии.

С 1863 по 1876 гг. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 гг. - в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг. соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки - трактат о логике и научном методе». Джевонс был одним из самых разносторонних экономистов своего времени: его в равной степени увлекали теоретические проблемы экономической науки, прикладной анализ, например, рынков угля и золота, статистические исследованияю. Джевонс внес большой вклад в разработку теории индексов, а также попытался создать теорию экономического цикла, основанную на периодичности солнечной активности, и вопросы логики и методологии науки. Здесь Джевонс продемонстрировал необычайно широкий кругозор, выходящий за рамки экономической теории, заложив основы современной логики, - интересно, что в его трактате даже не нашлось места для методологических проблем экономической теории. Хотя Джевонс не оставил специальных трудов по истории экономической мысли, ему принадлежит наиболее подробное для своего времени и наиболее уважительное к своим предшественникам и современникам описание исторического развития математической теории предельной полезности у разных авторов прошлого и настоящего.



В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции. В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами». Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык более точен и легче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании статистических данных, которые позволят дать формулам количественную определённость. Свою же теорию Джевонс характеризует как «механику полезности и собственного интереса».

Обратный эффект
Парадокс Джевонса можно понять, заметив, что рост эффективности использования ресурса приводит к снижению цены ресурса, измеренной в единицах получаемого из него полезного эффекта, то есть работы. Вообще говоря, снижение цены товара или услуги ведет к росту спроса. Таким образом, при меньшей цене работы, больше работы будет «куплено» не прямым образом, а путём покупки большего количества топлива. Увеличение спроса на топливо называется обратным эффектом. Этот рост может быть достаточно или недостаточно большим, чтобы компенсировать исходное снижение спроса от роста эффективности. Парадокс Джевонса имеет место, если обратный эффект достигает величины больше 100 %, превосходя исходную экономию от роста эффективности. Это можно назвать «эффектом отдачи».



Рассмотрим простой пример: рынок с совершенной конкуренцией, на котором топливо является единственным исходным элементом, который определяет стоимость работы. Если стоимость топлива остается постоянной, а эффективность преобразования его в работу удваивается, то действительная стоимость работы снижается вдвое, то есть вдвое большее количество работы можно приобрести за те же деньги. Если количество купленной работы вырастет более чем вдвое, то есть спрос на работу является эластичным, ценовая эластичность больше 1, то количество использованного топлива не снизится, а возрастет. Если же спрос на работу неэластичный, ценовая эластичность меньше 1, то количество купленной работы увеличится менее чем вдвое, и количество использованного топлива снизится.



Полный анализ должен также принимать во внимание, что продукты или работа имеют не один исходный элемент, а несколько, например. топливо, труд, оборудование, и что другие факторы, например несовершенство конкурентной структуры рынка, также могут влиять на цену работы. Эти факторы имеют тенденцию снижать воздействие топливной эффективности на цену работы, смягчая обратный эффект и снижая вероятность проявления парадокса Джевонса. Кроме того, любое изменение спроса на топливо влияет на его цену и на эффективную цену работы.

Постулат Хаззума - Брукса
В 1980-х годах экономисты Даниэль Хаззум (англ. Daniel Khazzoom) и Леонард Брукс (англ. Leonard Brookes) вновь рассмотрели парадокс Джевонса применительно к использованию энергии в масштабах общества. Брукс, бывший в то время главным экономистом правительственного агентства по атомной энергии Великобритании, выступил с утверждением, что попытки снизить потребление энергии за счет роста энергоэффективности ведут лишь к росту спроса на энергию в масштабах экономики в целом. Хаззум сосредоточил внимание на более частном вопросе о том, что потенциал обратного эффекта не учитывается в обязательных стандартах энергоэффективности для бытовой техники, установленных энергетической комиссией штата Калифорния. В 1992 году экономист Гарри Саундерс (англ. Harry Saunders) назвал предположение о росте энергопотребления в результате улучшения энергоэффективности постулатом Хаззума - Брукса. Саудерс показал, что постулат Хаззума - Брукса согласуется с неоклассической теорией роста, общепринятой теорией накопления капитала, технологического прогресса и долгосрочного экономического роста при широком спектре условий.

Согласно Саундерсу, повышение энергоэффективности влияет на рост потребления энергии двумя путями. Во-первых, рост энергоэффективности делает использование энергии относительно более дешевым, поощряя рост энергопотребления, прямой обратный эффект. Во вторых, рост энергоэффективности ведет к ускоренному экономическому росту, который влечет за собой рост потребления энергии в масштабах экономики в целом. На микроуровне, если рассматривать отдельный рынок, даже с учетом обратного эффекта, улучшение энергоэффективности обычно ведет к снижению потребления энергии. То есть обратный эффект обычно ниже 100 %. Но на макроуровне более эффективная и относительно более дешевая энергия является причиной более быстрого экономического роста, который, в свою очередь, увеличивает потребление энергии в масштабах экономики. Саундерс приходит к выводу, что с учетом микро- и макроэкономического эффектов, технологический прогресс, улучшающий энергоэффективность, имеет тенденцию увеличивать общее потребление энергии.

Политика энергосбережения
Джевонс предупреждал, что выгоды от топливной эффективности часто увеличивают потребление топлива, но из этого не следует вывод о бесполезности роста эффективности использования топлива. Более эффективное использование топлива позволяет увеличить производство и повышает материальный уровень жизни. Например, более эффективный паровой двигатель позволил сделать более дешевой перевозку товаров и людей, что способствовало промышленной революции. Впрочем, если постулат Хаззума - Брукса верен, рост топливной эффективности не может замедлить выработку ископаемого топлива.

Парадокс Джевонса иногда используют для обоснования тщетности усилий по энергосбережению. Так, например, более эффективное использование нефти только повышает спрос на неё и не может замедлить наступления пика нефтедобычи. Обычно этот аргумент приводят для обоснования отказа от экологической политики или повышения энергоэффективности. Например если автомобиль более эффективен, это только увеличивает число поездок на нем. Против этого можно привести несколько возражений. Во-первых, на зрелом рынке, например на рынке нефти в развитых странах, прямой обратный эффект обычно невелик, поэтому рост топливной эффективности снижает потребление ресурса при неизменности других условий. Во-вторых, даже если рост эффективности не снижает общее потребление топлива, остаются другие выгоды от улучшения эффективности. Например, повышение эффективности смягчает рост цен, дефицит и сбои в мировой экономике, связанные с пиком нефтедобычи. В-третьих, использование топлива, несомненно, снижается, если увеличение эффективности сопровождается вмешательством государства, возможно экологическим налогом, сохраняющим цену использования топлива на прежнем уровне или повышающим её.

Парадокс Джевонса показывает, что рост эффективности сам по себе вряд ли способен снизить потребление топлива, и что устойчивая энергетическая политика должна опираться на те или иные формы государственного вмешательства. Поскольку парадокс Джевонса относится только к технологическим улучшениям, повышающим топливную эффективность, введение экологических стандартов, одновременно повышающих цены, позволяет избежать роста потребления топлива. Чтобы технологические улучшения снижали потребление топлива, необходимо чтобы выгоды от эффективности сопровождались правительственными мерами по снижению спроса, экологическими налогами, программами Cap and Trade или повышением налогов на топливо. Экологические экономисты Матис Вакернагель (Mathis Wackernagel) и Уильям Риз (William Rees) утверждают, что выгода от повышения эффективности должна быть «с помощью налога или иным способом выведена из экономического оборота. Предпочтительно использовать её для инвестиций в восстановление природного капитала». Смягчая экономические последствия государственного вмешательства, направленного на поддержание экологической устойчивости, технологический прогресс может сделать такое вмешательство более приемлемым и более возможным.

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

уголь, экономическая теория, наука, промышленная революция, экономический рост, солнечная активность, нефть

Previous post Next post
Up