В мире без наличных долларов будет нелегко отмывать бумажные евро

Jan 12, 2018 20:11

Специально для https://vk.com/stepan_demurа Экономист Кеннет Рогофф - о возможной отмене купюр $100 и €500. О вреде наличных - особенно банкнот крупного номинала - известный гарвардский экономист Кеннет Рогофф твердит вот уже последние двадцать лет. В свое время ошарашенный новостью о планах еврозоны эмитировать 500 евро, Рогофф выступил с резкой критикой такой инициативы. В итоге его доклад 1998 года, красноречиво озаглавленный «Спрос иностранных государств и теневого рынка на евробанкноты: благо или проклятие?», имел определенный резонанс, но в целом был проигнорирован финансовыми чиновниками. Отказа от 500 евро или, допустим, 1000 швейцарских франков, которые Рогофф называет мегакупюрами, так и не произошло. А стодолларовые банкноты, против которых также протестует экономист, по-прежнему пользуются стабильным спросом в самих США, странах Латинской Америки, Ближнего Востока, а также в России, где с их помощью «граждане могут защитить себя от контроля коррумпированных правительственных чиновников».



Но все не так однозначно. Ведь «в последнее время в новостях появляется информация, что наличные американские доллары играют определенную роль и в [российской] коррупции», - пишет Рогофф в российском предисловии к своей последней книге, «Проклятие наличности» (выходит в издательстве Института Гайдара). Экономист хотел бы, чтобы американское правительство с большей ответственностью относилось к эмиссии бумажных денег крупного номинала (нельзя забывать, что стодолларовые купюры в ходу у наркобаронов в Мексике и повстанческих группировок в Африке). А в перспективе и вовсе отказалось от их выпуска, оттеснив подобный кеш на самую периферию легального финансового рынка. Российского читателя, у кого банковские ячейки до отказа забиты американкой валютой, Рогофф спешит успокоить: «Такие дела быстро не делаются». И в то же время экономист призывает не воспринимать его идеи «как чисто умозрительные»: «Вопросы [сокращения объема находящихся в обращении купюр крупного номинала] сейчас активно обсуждаются странами G20», и, возможно, будущее банкнот с портретом Бенджамина Франклина решится быстрее, чем можно себе представить.


Начнем с важного вопроса: необходима ли для сокращения объема бумажных денег международная координация? Если представители преступного мира из США не смогут более использовать 100-долларовые купюры, не начнут ли они проводить денежные операции в канадских долларах крупного номинала, или в иенах, или в евро? С этим вопросом связан и другой: наверное, было бы совершенно нелепо, если бы один регион (скажем, США или еврозона) в одностороннем порядке отказался от своей доли потенциальной прибыли, передав бумажные деньги в руки международному криминалитету? А возникающие рынки и развивающиеся страны? Стоит ли им задумываться о мире без бумажных денег? И кроме того, а что, если каким-то развитым странам удастся вырваться с уровня нулевых процентных ставок, а другие надолго там застрянут?

Позвольте мне ⁠сразу ⁠разъяснить свою точку зрения: я сильно сомневаюсь, что после ⁠выведения из обращения американских бумажных долларов ⁠иностранная валюта штурмом ⁠сможет взять американский теневой ⁠рынок. Главная проблема состоит ⁠в том, что не так легко было бы ввести зарубежные деньги в легальную внутреннюю экономику США, не говоря уже о том, что ввозить и вывозить из страны большие объемы наличности сложно и дорого.

Хорошей иллюстрацией является опыт Великобритании, поскольку, в некотором отношении, она уже столкнулась с данной проблемой - это страна, имеющая купюры относительно мелкого номинала, которая находится в окружении стран, печатающих мегакрупные купюры. Вспомним, что самые крупные купюры, активно выпускаемые Банком Англии, - это банкноты достоинством 50 фунтов (приблизительно 75 долларов). И при этом от еврозоны, в которой имеются купюры крупного достоинства (500 евро, то есть приблизительно 570 долларов), Великобританию отделяет всего лишь пролив. И никакой брекзит изменить эту ситуацию не сможет.

Еще в 2010 году Агентство по борьбе с серьезной организованной преступностью Соединенного Королевства и Северной Ирландии (АСОП) отмечало наплыв купюр достоинством 500 евро в теневую экономику Великобритании. Название этого агентства выглядит как название какой-то организации из фильмов о Джеймсе Бонде, но это агентство реально существовало в период с 2006 по 2013 год. Оно публиковало ежегодные отчеты, которые представляют собой достоверный справочник по отмыванию денег и обращению наличных денег в теневой экономике. Любому, кто хочет серьезно изучить эту проблему, было бы полезно с ними ознакомиться. Исследование АСОП, в котором учитывалась информация, полученная от множества других правоохранительных органов, обнаружило, что более 90% спроса в Великобритании на купюры достоинством 500 евро поступало из преступного мира. Работая совместно с экспертами из финансовой области и некоторых других областей, АСОП сделало вывод, что «в Великобритании не наблюдалось подтвержденного легального использования купюр 500 евро в поставляемых в страну объемах», а также что «легкий доступ к ним содействовал активизации криминальной деятельности, поскольку у преступников появлялась возможность эффективно перемещать крупные объемы наличности».

Благодаря Агентству по борьбе с серьезной организованной преступностью, осуществлявшему свою деятельность в координации с казначейством Великобритании, удалось убедить частные компании, закупающие оптовые партии валюты, перестать поставлять в Великобританию банкноты номиналом 500 евро. В результате эти купюры стало сложнее получить, например, через банк. В Великобритании законом не запрещено владеть купюрами 500 евро, однако тот, у кого имеется значительное количество таких купюр, гораздо сильнее рискует попасть под подозрение. Рано или поздно, но Соединенному Королевству придется предпринять аналогичные шаги относительно купюр достоинством 100 евро и 200 евро, особенно теперь, когда Европейский центральный банк пришел к окончательному решению о постепенном изъятии из обращения купюр номиналом 500 евро.

Любая страна, которая в одностороннем порядке начинает сокращение объема наличных денег, должна, как и Великобритания в ситуации с евровалютой крупного номинала, предусмотреть создание преград для перемещения зарубежной валюты в больших объемах в свою страну и из страны. Однако такие препятствия уже существуют, причем в огромном количестве, наряду с законами, противодействующими отмыванию денег. Любой человек, намеревающийся ввезти в США или вывезти из них наличные в сумме, превышающей 10 тысяч долларов, обязан об этом заявить. В Евросоюзе этот предел составляет 10 тысяч евро. В большинстве других стран действует аналогичное законодательство. Для того чтобы положить на вклад или снять с вклада зарубежную валюту, требуется заполнить ряд бумаг, а банки обязаны сообщать о транзакциях крупного размера. Можно ожидать, что в будущем ограничивающие максимальные суммы будут только понижаться.

В мире, где обычные розничные торговцы не будут принимать евро и где бумажные доллары будут по большей части изъяты из обращения, отмывание бумажных евро станет непростой задачей. Разумеется, сегодня не существует законов, запрещающих какому-то американскому магазину или ресторану принимать оплату в евро. (Согласно статусу доллара, как легального платежного средства, расчет исключительно в долларах США требуется лишь при выплате долгов.) Однако любая компания, которая еженедельно приходит в банк с толстой пачкой евро, с таким же успехом могла бы разместить на своих сувенирных канцелярских принадлежностях надпись «проводим операции по отмыванию денег». Это привлекло бы к ним огромное внимание. Естественно, не менее важно остановить деятельность казино по отмыванию оптовых партий наличных евро, но и это можно сделать без особых проблем.

Что произойдет, если крупные купюры евро осядут в теневой экономике, способствуя тем самым процветанию преступности и торговли, и так и не попадут в легальную экономику? Например, черный рынок может начать операции с купюрами евро крупного номинала в даркнете. Это позволит эффективно использовать купюры 100, 200 и 500 евро бесчисленное количество раз, прежде чем их контрабандой переправят за пределы США. Любые купюры, которые могут использоваться только в теневой экономике, будут продаваться с огромным дисконтом, поскольку они окажутся дорогостоящими и их будет трудно использовать. Для лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, равно как и для представителей преступного мира, высокие затраты на транзакции и отсутствие ликвидности было бы серьезным препятствием, сродни проблемам, которые возникают при продаже необработанных алмазов. Преступник, как и любой из нас, хочет иметь возможность тратить деньги как безналичным образом, так и наличными - в магазинах розничной торговли. И, наконец, еще одна немаловажная деталь. Если эти купюры действительно сохранят высокую стоимость, то в итоге после того, как прекратятся усовершенствования, обеспечивающие подлинность купюр, неизбежно начнется их подделка.

Теперь рассмотрим вопрос, какой доход получает США (или еврозона), давая в руки мировой теневой экономике повсеместно принятые способы анонимных транзакций. Безусловно, запасы долларов и евро, которые хранятся за границей, достаточно значительны и их величина составляет приблизительно половину прибыли США, получаемую от продажи бумажных денег. Однако общий объем недополученной прибыли от сеньоража (дохода эмитента, выраженного в разнице между себестоимостью изготовления денежных знаков и их номиналом.. - Republic), по всей вероятности, может компенсироваться за счет косвенных доходов, получаемых в результате более высоких налоговых отчислений с теневой экономики, не говоря уже о том, что дополнительным преимуществом может стать сокращение уровня преступности. Если США приступят к постепенному сокращению объема находящихся в обращении бумажных денег (возможно, за исключением купюр мелкого достоинства и/или монет), то доля евро, скорее всего, увеличится, хотя, скорее всего, и не пропорционально. Для таких стран, как Мексика, Колумбия и Аргентина, американские доллары, обращающиеся в теневой экономике, гораздо более ликвидны, чем «теневые» евро, хотя бы потому, что между этими странами и США происходит двусторонний обмен товарами и людьми. Конечно, при таких обстоятельствах в еврозоне неизбежно активизируется бизнес наркобаронов и торговцев людьми, которые ранее для своих операций использовали долларовые купюры. Соответственно, в новых условиях еврозона сможет хорошо заработать. Надеюсь, однако, что у еврозоны не будет мотивации для развития такого бизнеса, особенно теперь, когда лидеры европейских стран начинают осознавать, какую роль наличные деньги играют в финансировании нелегальной иммиграции и террористической деятельности, не говоря уже об облегчении доступа к налоговым лазейкам.

Конечно, в идеале то же самое должны сделать и остальные члены большой семерки и, рано или поздно, даже такие «безопасные убежища», сохраняющие купюры крупного номинала, как Швейцария, Сингапур и Гонконг. Одно из преимуществ, которые можно получить в результате скоординированных действий, состоит в том, что это облегчит политическое решение проблемы выведения из обращения бумажных денег. Это может также стать наиболее эффективным средством в борьбе с международной преступностью. Мировая преступность может, и наверняка будет, использовать альтернативные валюты, например юани или рубли, правда, эти платежные средства являются на порядок менее ликвидными (вспомним принятые в Китае меры регулирования движения капитала) и вряд ли могут рассматриваться в качестве идеального заменителя главных мировых валют. Более того, самая крупная китайская купюра 100 юаней соответствует лишь 16 долларам (правда, по некоторым источникам, в Китае собираются приступить к выпуску более крупных купюр).

Действительно, существует мнение, что крупные американские купюры являются мощным положительным фактором для таких стран, как, например, Россия, где с помощью наличных денег рядовые граждане могут защитить себя от контроля коррумпированных правительственных чиновников. Московских риелторов не удивляет, когда человек, приходя на оформление сделки по покупке квартиры, приносит с собой портфель, набитый стодолларовыми купюрами. К сожалению, на каждый случай использования наличных долларов или евро с целью упрощения транзакции, которую любой американец сочтет оправданной, приходится десяток иных случаев, которые с моральной точки зрения, оправдать никак нельзя - например, трафик молоденьких русских или украинских девушек во Францию или в страны Среднего Востока. В странах, находящихся ближе к США, в Колумбии или Мексике, наркобароны получают американские доллары в результате торговых операций на территории США. Эти доллары они затем используют для покупки оружия и для подкупа политических деятелей, полиции и таможенников. В целом же, даже если учесть, что в некоторых случаях использование долларов помогает поддерживать экономическую деятельность (я имею в виду, например, некоторые страны Латинской Америки, где жители не доверяют местным валютам), аргумент в пользу того, чтобы сохранять бумажные деньги в контексте международной политики, выглядит весьма сомнительным.

Источник

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

евро, деньги, доллар, наличные, книга, книги в кратком изложении, денежная система

Previous post Next post
Up