Как староверам удалось создать свой капитализм

Jul 17, 2017 10:14

Специально для https://vk.com/stepan_demura После раскола староверам приходилась постоянно приспосабливаться к экономической политике сначала двора, а затем и иностранного капитала. Русский «протестантизм» выстоял только за счёт объединения капиталов и сил. События 1667 года имеют самое непосредственное влияние на события 1917. Разумеется, нечто подобное утверждали и раньше, когда речь заходила о крестьянском раздражении против имперских порядков. Дескать, мало того, что землю забрали, так ещё и верить, как душа просит, не разрешают. Владимир Ильич увёл из-под носа у советских и российских ученых тот факт, что главным движителем обеих революций были не партии и не газеты, а крупная московская буржуазия.



Стотысячные стачки, подпольные типографии, террористы и проч. держались не на глухой ненависти миллионов «святых землепашцев», и не «отчаянном героизме заговорщиков», а на финансовых возможностях и политическом маневре московских раскольников-миллионеров, защищавших свои интересы от посягательств петербуржской военной аристократии. Главные действующие лица поздней империи: недавно разбогатевший купец-старовер и полковник, чьи предки получили «деревеньку в кормление» ещё во времена царя Михаила Фёдоровича. История их противостояния - вот чего мы ещё не знаем о расколе, несмотря на полтора века усердных штудий.

Когда оно началось?
Во время Северной войны Петр Первый столкнулся с хронической нехваткой вооружения и предложил «лучшим людям» открывать новые заводы, обещая со своей стороны полное расположение и безграничный административный ресурс. Родовая знать ответила отказом, справедливо полагая, что владения землей с крестьянами прибыльней управления производством с рабочими. Образовалась пустота: с одной стороны - готовность государства спонсировать и опекать масштабные проекты, с другой - нежелание лендлордов идти на риск.



В этот момент на горизонте появились старообрядческие общины, которые предложили свои услуги Петербургу. Сценарий такой: староверы обещают правительству реализацию проекта, от которого отказались «бояре», в обмен на разрешение служить по старопечатным книгам. Как правило, предложение принималось, «силовики» прекращали террор, а «бородатые» отправлялись строить очередную фабрику.

За сто лет «модернизации сверху» староверы набрали силу и, вопреки прогнозам тогдашних экономистов, так и не перешли на сторону «никониан». Экономическая активность с самого начала была осмыслена как способ сохранения старого уклада из-за чего открывшиеся возможности, прежде всего, финансовые, приводили не к вестернизации, а к усилению раскола.

Например, Демидовы, основатели металлургических заводов на Урале, видели себя продолжателями дела протопопа Аввакума, а не капиталистами. Благодаря их удаче, община, к которой они принадлежали, получила возможность обезопасить себя от преследований со стороны Священного Синода и начать контрпропаганду.



Пассивное сопротивление росло год за годом. Верхотурский завод, не самый богатый и не самый влиятельный, 50 лет (!) откладывал строительство синодальной церкви, открыто пренебрегая рекомендациями столичного начальства. До тех пор, пока купеческие капиталы уступали дворянским, и пока власть не могла найти предпринимателей, согласных полноценно работать, «шалости» староверов сходили им с рук.

Ситуация круто изменилась ближе к середине XIX века, когда, во-первых, аристократия поняла, какие деньги можно делать в промышленности, во-вторых, в страну потянулись западные инвесторы, и, в-третьих, власть всерьёз испугалась успеха староверческой проповеди среди крестьян. Первый удар был нанесен по общинным банкам, второй - по налоговому статусу (кто не причащается в официальной церкви, тот платит вдвойне).

Цели были выбраны верно, и огромные суммы, находившиеся в распоряжении духовные авторитетов, оказались в руках топ-менеджеров, которые, испугавшись перспективы вновь оказаться в лесном скиту, тут же отправились к государю с уверениями в благонаджности.

На следующем этапе в страну запустили сотни немецких, французских и бельгийских промышленников. В отличие от местных «негоциантов», заморские «акулы бизнеса» умели быть жестокими в отношении подчинённых. Средний костромской купец никогда бы не отважился на четырнадцатичасовой рабочий день, систему штрафов и проч., ибо имел дело не с безымянным пролетариатом, а с единоверцами.

Деревенский мужик, нанятый для того, чтобы спасти его от гонений со стороны «синодального» попа, был в первую очередь братом во Христе, за которого, следуя заповеди, нужно «положить душу свою». Для немцев, «набивших руку» на плантациях в Конго, ограничений не было. Под их руководством русские мануфактуры работали на пределе человеческих возможностей и в лёгкую переигрывали отечественного производителя.

Через несколько лет после начала компании беспоповщина потеряла инициативу и ушла в мелкую розничную торговлю. Освободившиеся места захватили князья и бароны, вовремя сообразившие сменить мундир на деловой костюм.

Немногим оставшимся пришлось копировать приёмы западных капиталистов. Переход к новым методам управления привёл к разногласиям внутри общины. Морозовы и Мамонтовы, срезав под корень социальные обязательства перед рабочими, пытались сгладить ситуацию меценатством, но те, по достоинству оценив сокращение заработной платы, злились и ломали станки.



Новый конкурент, немец-управленец, заручившийся поддержкой влиятельного столичного чиновника, заставил староверов-капиталистов, удержавшихся на плаву, объединяться: Волжско-Камский банк, Московский купеческий банк и т.д.

Далее была предпринята попытка привлечения на свою сторону императора. Катков, Мещерский, братья Аксаковы, поддерживавшие раскольников в печати, смогли влюбить Александра III в эстетику «древлеправославия», что дало купцам шанс вернуть проигранное. Заградительные пошлины вновь поднимают их акции вверх, несмотря на постоянные атаки со стороны военных и чиновников, не брезговавших ни рейдерством, ни вымогательством. Староверам даже удалось сменить министра финансов и на время отстранить от большой игры самого Победоносцева…

Противостояние продолжалось вплоть до самого конца...

отрывок из книги «Грани русского раскола», А.В. Пыжикова

Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:

история, старовер, Российская Империя, революция, до революции

Previous post Next post
Up