Aroundart включил мой перформанс "Родина-мать" в список главных и самых актуальных работ 2014 года. Спасибо Валере Леденеву за прекрасную рецензию:
http://aroundart.ru/2015/01/21/vazhnye-raboty-2014-goda/ Перформанс «Родина-мать» Лизы Морозовой,
МСИ «Гараж», Do It Moscow, 30 апреля 2014
С перформансом Лизы Морозовой связаны два важных обстоятельства. Во-первых, он был единственной «самостоятельной» работой в рамках выставки Do It Moscow в «Гараже» (в рамках этого проекта, напомним, художники выставили не работы, но инструкции, воплотить которые должен был кто-то другой). Во-вторых, это откровенно антивоенная работа была показана 30 апреля 2014 года, когда паровоз политического конфликта вокруг присоединения к России Крыма и пресловутой «федерализации» Донбасса несся на полных парах. В России это была едва ли не первая реакция на события - по крайней мере на крупной институциональной площадке в Москве.
В рамках своего перформанса полностью обнаженная художница с залепленными непрозрачным скотчем глазами на ощупь перемещалась по залу, а к ее голове был примотан игрушечный танк с системой дистанционного управления. Любой желающий мог из него «пострелять», взяв руки пульт. Периодически Морозова пыталась разбить свою «ношу» о пол или стену.
Сетевое - да и реальное жизненное пространство большинства людей к тому моменту трещало от обилия антимилитаристских высказываний. Работу Морозовой, однако, не стоит считывать в оптике доморощенного пацифизма или выкриков на тему «ужасов войны». Перформанс «Родина-мать» в большей степени повествует об «ответственности мысли». Последняя, как известно, материальна, и радиус ее поражения оказывается намного шире, а эффект - разрушительнее, чем можно было бы представить. Выстрелы игрушечного танка ощутимо резонировали в голове художницы. Вращение пушки в разные стороны нарушало равновесие тела и ориентацию в пространстве.
В перформансе Лизы Морозовой было много «говорящих» деталей. Пульт от «войнушки», свободно передаваемый из рук в руки ради забавы. Выстрелы с «места дислокации» художницы, которые она не совершала, но которые не состоянии контролировать. Хрупкий пластмассовый танчик, который так и не удалось разбить. Публика, смущенно расступающаяся в стороны в ответ на желание художницы взаимодействовать с ней, вытянув вперед руки. - В. Л.
http://www.rg.ru/2014/05/04/vistavka-site.html Жанна Васильева, "Российская газета," 05.05.2014 "Невыносимая легкость перевода"
"...пожалуй, самым сильным произведением, показанным во время открытия, стал перформанс Лизы Морозовой... Беззащитность обнаженной женской фигуры, к голове которой привязана скотчем радиоуправляемая модель игрушечного танка, так что зрение оказалось "блокировано", подчеркивало окружение радостной вернисажной толпы. Пульт управления игрушкой мог взять каждый желающий. При нажатии "выстрелы" отдавались болью в голове художницы. Ощупью двигаясь по залу, она пыталась "сбить" с головы "танк". Безуспешно. Перформанс заставил вспомнить радикальные работы Марины Абрамович. Агрессия и жертвенность, боль и стыд, беззащитность и слепота... точность и актуальность.
http://www.globe-m.de/kulturnachrichten/do-it-mit-courageВиктория Беликова "Do it mit Courage" 09.05.2014