Извините,но несмотря на всю мою любовь исключительно к современности, машина времени благодаря временной ипохондрии у Гельмана перенесёт нас сейчас на 15 лет назад. Именно МА снова побудил меня
http://maratguelman.livejournal.com/1568370.html , на этот раз случайно найти материалы к обещанной, но по каким то причинам невышедшей в своё время статье, посвещённой пермскому художнику Михаилу Павлюкевичу... ну и наверное не только ему:) Интересно уж больно мне посмотреть своими же глазами:), какие были мы в культурном пространстве отдельной выставки и в интерьерах мастерских, что нас беспокоило, и почему мы пришли к сегодняшним результатам:) И какие результаты кстати? При переносе в электронный вид редакторские исправления нашёл совершенно незначительными:)
Итак время назад. Картинки с выставки с продолжением.
Состоявшаяся выставка работ Пермских художников и скульпторов из запасников художественной галереи в равной мере разделила успех одновременно проводившейся там же персональной выставки корифея современного авангарда Михаила Шемякина, свидетелем чему - неувядающие авторитеты - экспонаты деревянной скульптуры. Выставка очень органично вписалась в патриархальную атмосферу Спасо-Преображенского Кафедрального Собора. Проснувшийся интерес к творчеству своих земляков подтверждали уже на входе обычно интеллигентно-выдержанные смотрительницы: "А наши то лучше"- заговорщически перешёптывались они с
посетителями. Об этом же свидетельствовала и книга отзывовов, пестрящая
восторженными эпитетами "нашим".
Начиналась выставка с экспозиции детских книжных изданий. Иллюстрации
художников к произведениям Пермских детских писателей-титанов
Вробьёва,Давыдычева,Кузьмина подействовали очень живо на мою ностальгическую сущность. Сначала повеяло теплыми воспоминаниями детства,а потом взрослое сердце вдруг защимило от мысли,что вот эти добрые книжки с их героями милыми чудаками с богатой фантазаией, эти родные капризки и двоечники на которых выросло не одно поколение земляков, невольно стали для меня и памятником закончившегося детства. Эх.
Про себя напел слова из "Капитана Коко и зелёного солнышка" Льва Кузьмина :"
"Хорошие страны
Вдали за морями,
Но самая лучшая -
Рядышком с нами."
- и отправился смотреть работы пермских художников.
Собственно выставка картин была представлена работами известных авторов
Тумбасова, Собакина, Лапшина, Каратаева, Амирханова а также работами молодых художников успевших заявивить о себе. Традиционные живописные работы акварелью,маслом и графика соседствовали с авторской
техникой,представленной аппликациями из различных непредсказуемых материалов, вплоть до "изысканных" росчерков шариковой ручкой. Перед посетителями предстал весь спектр направлений от сурового реализма до психоделических работ. Неизгладимое впечатление оставили работы в дереве Екубенко. Фигуры простых деревенских баб поразили своей достоверностью. Вот она сермяжная правда Пермской земли. Насколько же надо знать,чувствовать и любить свой народ,чтобы вывести такие образы. Вообще приуральцы успешно доказывают что являются продолжателями традиций Данилы мастера, умело используя структуру доступного
природного материала,будь то дерево или поделочный камень,в своих целях.
Возвращаясь к живописным работам я остановил свой взгляд на
замечательных добротных работах Михаила Павлюкевича. Его пастельные приглушённые тона, располагали к созерцанию и привлекали особое внимание со стороны посетителей. Какая то хлопотливая женщина, пристально разглядывая его картины, неожиданно подошла ко мне и стала делиться впечатлениями,найдя в одной из абстракций скрытый образ девушки,который категорически не хотел видеть я. По праву, работы этого художника производили разное впечатление и рождали различные образы. Захотелось узнать действительный замысел автора...
...Год спустя после замечательной выставки из запасников художественной
галереи мне предоставилась возможность познакомиться с Михаилом Павлюкевичем в мастерской художника благодаря его запланированной встрече с давнишним студенченским другом. И вот с бутылкой доброго коньяка и хорошими намерениями мы вступаем на площадку последнего этажа, где за металлической дверью слышим неторопливые шаги хозяина и цокание открывающегося засова. Надо заметить, что мастерские находятся в надстройке вполне обычной "видавшей виды" пятиэтажки.
Предусмотрены они были изначально проектом, отсюда понятно, что своих хозяев мастерские меняли неоднократно. Наконец двери распахиваются и внимание хозяина впервую очередь адресуются старому приятелю. В это время я и начинающий художник, жаждавший и наконец получивший возможность показать свои работы мастеру, неохваченные вниманием, оглядываем узкий тёмный коридор, ведущий в "святая святых"- мастерскую, откуда бьёт поток приветствующего нас света. Вот и мы не остаёмся незамеченными. Приветствие хозяина, первые впечатления,знакомство. Несколько уставший отсутствующий взгляд и немногословность художника за него говорят о его полной поргружённости в творчество.
Павлюкевич Михаил Георгиевич. 47 лет. Член Союза художников с
1985 года. Начинал свой путь к профессиональному письму с детской изостудиии (кстати мастерская некогда служила его учителю) В своё время окончил строительную кафедру Пермского Политехнического Института, но всё же стремление к творчеству скоро переросло в потребность получить ещё одно соответствующее образование. В 1989 году за плечами уже Мухинское училище по специализации "Интерьер и оборудование". На сегодняшний день богатый послужной список: Работы над интерьерами и фасадами известных в Перми зданий,оформление городского и российского уровня массовых мероприятий,преподавательская деятельность,а параллельно-персональные выставки - его непроходящая любовь к чистой станковой живописи.
Хозяин проводит нас в свою мастерскую - большой зал,где всё пропитано рабочей обстановкой не отличающейся идеальной аккуратностью.
На стенах - законченные работы, в углу - рабочие моменты и работы к выставкам, краски, холсты... Полок на стене немного, но они плотно заставлены. На них литература по искусству, бюсты исторических персонажей, дорогие хозяину безделицы из керамики, даже большая высушенная и выкрашенная голова рыбы там тоже нашла место. Может она даже и собственоручно выловлена им где нибудь на севере области, куда, как высяснилось, любит художник ездить на пленэр и за впечатлениями. Кушетка у самого входа - замыкая взглядом исследование мастерской- напоминает всем, что творчество не отпускает и за полночь.
Спираль общения раскручиваем с показа работ начинающего художника.
Мэтр сдержан и очень осторожен в своих оценках: "Импульс хороший, начало хорошее"- что из уст мастера звучит большим комплиментом. Ну а подписанная рекомендация вызывает у человека просто восторг.
Вот уже и сам несёт показать картины к ближайщей выставке. Во всех работах чувствуется ритмическая согласованность, ничего кричащего или провоцирующего. Названия работ говорят сами за себя: "Впечатление", "Настроение"... Интересна серия из двенадцати картин - вид из окна в течение года. Разговор подкрепляется показами журналов об искусстве и любимых художниках , где обозначаются его предпочтения, куда вполне умещаются и любимые мной Босх и Веласкес. Попытка спровоцировать художника определить собственное кредо окончилось неудачей. Мастер считает нужным экспериментировать,не бояться заимствовать, но при этом всегда возвращаться к своим истокам, своему Я. Не прояснилась и интриговавшая меня целый год ситуация с картиной, скрывающей женский образ. Показалось,что кроме обычного авторского предложения поразмышлять, присутствовало всё же что то личностное, что не позволило ответить конкретно на этот вопрос. Зато профессионализм свой и серьёзное отношение к делу художник выказал чётко: "Нужно постоянно держать кисть,чтобы не угас огонь данный Богом". Ну да, подумал про себя я другими словами: "Бог дал-Бог взял". Мой конретный пытливый ум всё таки до последнего пытается дать всему происходящему оценку. Я с удовольствием думаю о принципе самодостаточности,посетившем наш край, по крайней мере в культуре,о том что вот такие люди в своём творческом полете, не осознавая того, невольно становятся борцами с сухим прагматизмом нашего времени.
Спасибо им.
Приблизившиеся незаметно сумерки заставили сворачиваться нашему уже теплому общению. За спинами цокает засов. Все едва различимее уходящие шаги хозяина, спешившего наверстать время. Мы тоже спешим в ночь.