Предлагаю небольшой анализ новых тарифов московского метро, которые вводятся в действие с 1 января 2010 года.
Итак, мы имеем повышение цен на все виды проездных билетов в метрополитене. Виды билетов следующие (без учёта багажных и льготных):
1) билет на 1 поездку;
2) билет на 2 поездки;
3) билет на 5 поездок;
4) билет на 10 поездок;
5) билет на 20 поездок;
6) билет на 60 поездок;
7) билет на 70 поездок с ограничением по времени в один месяц;
8) билет без ограничения количества поездок с ограничением по времени в один месяц;
9) билет без ограничения количества поездок с ограничением по времени в три месяца;
10) билет без ограничения количества поездок с ограничением по времени в один год.
Построим гистограмму, в которой левый столбик будет означать цену поездки в 2009-м году в зависимости от типа билета, а правый - в 2010-м. Цена поездки для билетов 1)-7) рассчитывается по формуле [(цена билета)/(количество поездок билета)]; для билетов 8)-10) по формуле [(цена билета)/(90×количество месяцев билета)]. Число 90 для билетов безлимитного типа взялось не с потолка, оно рассчитано, исходя из стоимости билетов с одинаковым ограничением по времени - 7) и 8). Если 70 поездок в месяц стоят X, а Z поездок (максимальное число поездок в месяц, необходимое, чтобы её цена не была ниже, чем в типе 7)) - Y, то Z=(70×Y)/X. То есть, 90 - это то максимальное число поездок в месяц для безлимитного билета, которое компания «Московский Метрополитен» считает неубыточным.
Итак, рисунок 1 представляет собой таковую гистограмму.
На рисунке можно увидеть не так много. В частности, он наглядно представляет снижение цены поездки в зависимости от количества поездок билета. Первое существенное снижение видно при переходе от 20 к 60 поездкам. Второе - от месячного билета к трёхмесячному. Что же изменилось в новых тарифах, видно плохо.
Изменения лучше прослеживаются на второй гистограмме, отражающей сальдо цен.
На этом рисунке отчётливо видно, что цена поездки увеличилась не в одной и той же пропорции. Более того, цена поездки увеличилась ровно в зависимости от количества поездок в билете. Чем больше поездок, тем более выросла цена на них. Другими словами, ценность «оптовых» типов билетов снижается и более всего снижена ценность безлимитных билетов. Тут уместно заметить, что график сальдо не изменится, если при рассчёте мы будем брать не цену поездки, а цену билета.
Зачем я всё это пишу? Я и сам не знаю. Люблю раскрывать заговоры, хотя тут вроде и заговора никакого нет, просто ещё один способ честного отъёма денег у граждан.