Кто «вор», а кто «бродяга»?

Sep 12, 2015 16:48

Московский философ Максим Горюнов заинтересовался, как различаются между собой по смыслу фундаментальные понятия современности - «вор» и «бродяга».

Поводом к интересу послужил разговор двух угрюмых личностей, подслушанный философом в привокзальной разливайке. Одна личность наставляла другую, что слова эти разные, хоть и близки по смыслу. Вот только не объяснила, как именно.



Расскажу, как сам вижу разницу.

Бродяга - лихой человек, авантюрист. Идет по жизни, как играет.
При случае может украсть, но для себя и своих интересов.
Вор - часть устойчивого криминального сообщества. Тот, кто себя с ним отождествляет. И живёт по зоновским понятиям даже на воле. Бродяга понятиям не перечит, когда сидит, но вообще-то ему никакие законы не писаны.

В "Место встречи изменить нельзя" Фокс - бродяга, а Горбатый - вор
В "Ликвидации" Чекан - бродяга, а одесские авторитеты - воры.

Сразу замечу, со мной не согласился Владимир Нестеренко (aka adolfych), признанный эксперт в таких вопросах:

"Бродяга" это пацан, тот который ворует (и всё остальное), нестяжает и не имеет ничего особенного, блатной.
"Вор" это "Вор в законе", не всякий кто ворует - Вор и не всякий Вор сам ворует.

Такое мнение совпадает с описанием "бродяг" сидельцев:

Среди зеков есть такие личности, которые никогда и не под каким предлогом не пойдут на компромисс с администрацией, если дело идет об отклонении от норм арестантской жизни... Бродяга несет в арестантскую среду Воровское слово. Фактически он сам является авторитетом в преступном мире, пользующийся всеобщим уважением. Именно из бродяг получаются Воры в законе.

Думаю, такая трактовка - традиционная и она опровергается практикой современного хождения этого термина. Когда-то, возможно, определение "бродяга" было неотъемлемой частью воровской среды, но, как часто бывает, со временем значение слова изменилось и стало обретать новые смыслы.

Центральным моментом здесь как раз является "нестяжание", упомянутое вскользь Нестеренко.

В концепции современного воровского мира заложен парадокс: он строится на идеалах своеобразной аскезы, по которой простой уголовник обязан ставить интересы криминального сообщества выше своих собственных, но в тоже время на практике воровские авторитеты составляют из себя своеобразную аристократию, живущую в роскоши. Такой образ жизни больше роднит их с потенциальными жертвами, чем с другими джентельменами удачи.

Истоки этого дисбаланса берут начало в советской истории: когда государство длительное время оставалось идеологически целостным, а количество материальных ценностей внутри него было ограниченно, воровская среда могла устойчиво существовать лишь при наличии внутри себя жесткой иерархии. Но даже в те времена, встречались одиночки, которые противопоставляли себя этой системе ради личного блага. (Вспомним недоумение и сложности, которые испытал Кирпич, пытаясь описать Фокса Жеглову).

В условиях рыночной экономики, когда возможностей для незаконного обогащения стало больше, а непререкаемый в прошлом авторитет воров пошатнулся, четкая система криминального мироустройства дала трещину. Как впрочем, и всех других иерархических сообществ. Появилась ниша для криминального фриланса - обогащения без отождествления себя со средой профессиональных уголовников. Вот такие "фрилансеры от воровского мира" и стали сегодня активно называть себя "бродягами".

Их образ постепенно обрастает своей мифологией: от системных уголовников они отличаются отсутствием нарочитой аскезы и дисциплины, присущей воровскому миру, но в тоже время готовы претендовать на большую скромность и "близость к земле" по сравнению с криминальными аристократами. По всей видимости, свидетелем такого спонтанного мифотворчества и стал наш модный философ.

Думаю, в изменении значения этого слова активную роль сыграл национально-территориальный фактор: сегодня восторженные упоминания о "бродягах" чаще всего можно встретить на всевозможных кавказских пабликах ВКонтакте, но что-то определённое утверждать на этот счёт не решусь.

Замечу лишь: своим проникновением в отечественный криминальный жаргон слово "бродяга" обязано, по всей видимости, популярному одноимённому индийскому фильму с Радж Капуром в главной роли, который с 1954 года регулярно крутили в кинотеатрах СССР:

image Click to view


Перевод песни

Что скажете, бродяги?

Родина моя, наблюдение, невидимая рука рынка

Previous post Next post
Up