Сядем все

Jun 25, 2015 10:30

Блогосфера кричит и воет: вас могут не пустить в самолёт !, авиакомпании будут произвольно высаживать пассажиров почти без компенсации!...

Поводом к таким волнениям стал законопроект, вынесенный вчера на открытое обсуждение Минтрансом. Закон стремится регламентировать и закрепить в правовом поле овербукинг - практику, когда авиакомпании продают на рейс больше билетов, чем физически есть мест в самолете.

Разберёмся, почему не следует этого бояться, а наоборот, надо всячески приветствовать такую инициативу.



Ликбез: Овербукинг - повсеместная практика, которой пользуются ведущие мировые авиакомпании. Она возможна благодаря тому, что определенный процент пассажиров всегда пропускает свой рейс. У «Аэрофлота» это - 10-15%. В самолёте, как и на корабле, расходы должны быть оптимизированы, а все ресурсы -использованы по максимуму. Поэтому воздушные перевозчики придумали овербукинг.

Хорошая новость №1
Это необязательно и не для всех

По предложенному к рассмотрению проекту закона не все рейсы на территории РФ будут сопровождаться овербукингом - только определенные, на усмотрение авиакомпании.

Если перевозчик решит использовать на рейсе овербукинг он обязан уведомить об этом пассажира в момент покупки билета.

Так что неожиданностей не будет: хотите 100% успеть прилететь на место к часу X? - просто покупаете билет на рейс без овербукинга и опаздываете уже по вине погодных условий, без участия неблизких вам маркетинговых практик. (Плохую погоду никто не отменял, правда же?)

Хорошая новость №2
Накладки при овербукинге случаются редко. Очень редко

Поищите в Интернете, опросите знакомых, которые активно летают по миру. Вам будет сложно найти людей, которые хоть раз в жизни пропустили рейс по вине овербукинга. Я смог найти лишь одного (и то ничего страшного там не случилось).

Дело в том, что авиакомпании обычно точно угадывают с интенсивностью пассажиропотока - иначе им пришлось бы разориться на компенсациях.

Хорошая новость №3
За это платят. Иногда очень хорошо

Невозможность вылета из-за овербукинга для некоторых сродни с выигрышем в лотерею: в качестве компенсации пассажирам предлагают доплату ( 200 евро, например), место в бизнес-классе на следующем рейсе, радикальное увеличение бонусных миль или сделать ощутимую скидку на следующий авиаперелет.

Если же по вине овербукинга вы понесете значительные финансовые потери, сможете претендовать на расширенную компенсацию (в том числе по суду). Мне, правда, не удалось найти сведения о массовых тяжбах из-за овербукинга в Америке и ЕС, где эта практика широко распространена, а права потребителей защищаются не в пример лучше, чем у нас.

Хорошая новость №4
Туристические перелёты вне зоны риска

Если Вы летаете на самолете один раз в год - на любимый курорт в Турцию\Египет \Крым и обратно - можете навсегда забыть слово овербукинг и расслабиться.

Эта система используется преимущественно на регулярных рейсах, которые комплектуются случайным образом и перевозят разрозненных пассажиров.
Чартеры целенаправленно набиваются туроператорами: курортники на них обычно не опаздывают и вылеты не пропускают.

Хорошая новость №5
Всё ещё можно поменять

На портале общественных обсуждений федеральных инициатив вчера был опубликован лишь драфт нового закона, к которому каждый желающий может предложить дополнения и правки.

Бесконечное поле для творчества организациям по защите прав потребителей, профессиональным путешественникам и неравнодушным блогерам, которые, как никогда, могут доказать свои ответственность и компетентность.

А теперь перейдём к плохим новостям. Их мало, но они важные.

Плохая новость №1
Овербукинг в России - данность, только теневая

Сегодня по нашим законам овербукинг формально считается мошенничеством, так как перевозчик берёт деньги за услуги, которые заведомо не может выполнить.

По факту же овербукинг в России существует и достаточно активно практикуется (во многом как вынужденная мера), но действует неофициально, поэтому права пассажира в случае накладок никак не защищены. Никто не признается, что вам продали билет на несуществующее место. Представитель авиакомпании скажет, что случился сбой системы (перепуталась дата) и отправит вас на другой рейс, только уже безо всякой заботы и компенсаций.

Минтранс предлагает лишь узаконить существующую практику, определив условия обязательных компенсаций пассажирам, если те будут вынуждены пропустить свой рейс по вине авиакомпаний. (Но мы все помним Хорошую новость№2: Накладки при овербукинге случаются очень редко)

Плохая новость №2
Российские перевозчики капитально страдают от кризиса

Если у вас на плечах голова, а не телевизор, вы знаете - в России с экономикой всё не слава Богу.

Так, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки 35 крупнейших авиакомпаний России за период с января по апрель текущего года составили 2,2 млрд руб.
По данным Росавиации международные перевозки с января по май упали на 14,1%, до 13,84 млн человек.

Продажа билетов с учётом «мёртвых душ» даёт авиакомпаниям 7% прибыли, а значит, повышает вероятность сохранности существующих рейсов и цен на билеты.

Вот почему, узнав про инициативу Минтранса по овербукингу, я тут же пошутил, что в кои-то веки закон, который легализует массовые посадки, стал для России хорошей новостью.

А как вы относитесь к перспективе покупки билетов на рейс с овербукином?

Родина моя, новость дня, невидимая рука рынка

Previous post Next post
Up