Справедливо или нет?
Студентка второго курса философского факультета МГУ Варвара Караулова, 27 мая сбежавшая из дома,
была задержана в Турции сотрудниками Интерпола при попытке пересечь границу Сирии.
Девушка собиралась вступить в ряды исламских экстремистов группировки ИГИЛ.
Волонтеры искали Варю в Москве, не зная, что девушка тайно сделала себе загранпаспорт и улетела в Турцию
Сейчас Варвару готовят к экстрадиции в Россию. Здесь в отношении неё может быть
возбуждено уголовное дело по ст.30 и 208 УК (покушение на участие в незаконном вооруженном формировании).
Ещё до того, как в судьбе Варвары, причинах её поступков и личных планах наступила какая-то ясность, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов
объявил, что допускает возможность отчисления студентки с факультета - уехав в ИГИЛ, девушка без уважительной причины не приступила к сессии.
Формально декан прав и действует в рамках своих полномочий.
Но меня, признаюсь, смущает такая поспешность.
Во-первых, исторически университеты всегда стремились к юридической независимости внутри государства и по возможности заступались за своих студентов перед властями. Например, в средние века городские магистраты даже не имели право судить студиозов и в случае правонарушений сдавали их университетскому руководству, которое самостоятельно решало, как с ними поступить.
Этим, например, объясняются известные вольности вагантов; такой независимостью злоупотреблял, будучи студентом, Бисмарк; о такой свободе мечтал по возвращении в Россию из-за рубежа молодой Ломоносов. Отголоски этих традиций встречаются в том числе в истории Гарри Поттера, когда Дамблдор бесконечно ездит в министерство Магии, объясняя проступки своего подопечного, отстаивая справедливость своих щадащих решений, относительно него.
Мы, конечно, не в сказе живём. Ни разу. Но есть еще одно.
Мне кажется крайне опасной тенденция, укоренившаяся внутри современного российского общества, отворачиваться от тех, кто в чём-то перед этим обществом провинился или заметным образом отличается от основной массы его членов.
Презрение к инвалидам, геям, наркоманам, последователям нетрадиционных религий, бывшим зекам и т.д. распространено у нас повсеместно. Да, маргиналы очень часто являются носителями категоричных взглядов и стремятся обособиться от окружающих или противопоставить себя им. Но, мне кажется, обществу не следует копировать с них подобные настроения, а наоборот, нужно стараться по возможности участвовать в социализации этих людей, пытаться дать их почувствовать себя востребованными и нужными.
Если работа университета сродни автобусу, ехать в котором могут только люди отвечающие внешним критериям приличий и нормы, тогда, да. Всякий малопонятный неформал должен быть из него изгнан, как можно скорее.
Если же университет - учебная среда, которая знаниями и культурой развивает человека, исправляя его внутренние несовершенства, тогда ему не пристало пасовать перед трудностями. Тем более, что Варвара вряд ли могла успеть укорениться в своих радикальных убеждениях.
Мы, кстати, даже не знаем, есть ли у неё эти убеждения. Мб она на поиск любви отправилась.
С другой стороны, девушка всё же не к йогам индийским ехала и не к тибетским монахам.
И ситуация сейчас с религиозным экстремизмом (как исламским, так и православным) крайне тревожная.
Поэтому предлагаю всем принять участие в опросе и обсудить:
Poll Нужно ли отчислить из МГУ студентку, бежавшую в ИГИЛ? UPD. Поговорил с заместителем декана философского факультета МГУ. Он говорит, что вопрос об отчислении девушки пока не ставится, возбуждение против студента уголовного дела тоже не обязывает факультет его отчислить