Почему Россия - Европа? Доказательство Генсбура

May 11, 2015 00:13

Россия - безусловно, Европа. Простейших доказательств тому два.
Во-первых, всякий раз, как русский человек пытается окружить себя вещами достойными и вечными (что б навсегда), предел его мечтаний обязательно будет иметь европейскую выделку. В обычной жизни русский мужчина может передвигаться на Ладе или на Ниве, потому как, ездит и ладно. Но оказавшись на пенсии, будет стараться заполучить во владение Шкоду или Вольво. И пусть эксперты автомобильных порталов сотрут пальцы в пыль, доказывая, что корейцы - не хуже.
Генная память и культурный код возьмут своё.

Русские женщины из века в век обречены сравнивать себя с европейскими первыми леди и мечтать проснуться в скромном отеле в Париже, даже если попутно привычно пакуют чемоданы в пятизвездочный отель с хорошим обслуживанием в Шарм-эль-Шейхе.
И т.д.

Но это не всё. Второе доказательство ещё нагляднее: удивительно, насколько просто и легко вещи, которые мы привыкли считать исконно и совершенно русскими, встраиваются в европейскую стилистику и среду, становясь от неё неотличимыми. И наоборот. Это справедливо практически для всех произведений культуры.

Идеальный пример: военная советская песня "В лесу прифронтовом" ("С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист..."), которую спел Серж Генсбур.

Генсбур - бунтарь, ловелас, кумир французов, который на пару с Джейн Биркин исполнил гимн экзальтированной и декадентской любви, поёт нашу, родную песню, выстраданную и освященную в боях.

Не меняя мелодии, почти точно проговаривая слова, он избавляет её от унылого пафоса и наигранного, театрального драматизма... И всё, песню не узнать. Она становится шансоном в его лучшем проявлении - исповедью, высказыванием одной души, искренне обращенной к другой

Оказывается, достаточно взять избитую пропагандой песню, освободить её от экивоков в адрес комитетов культуры, добавить умной деликатности... И можно слушать. Поразительно!
Похожее впечатление производит "Звезда по имени Солнце", исполненная на английском

image Click to view



Пишу это для иллюстрации простой мысли. В последние годы у нас в умах отчего-то распространился стереотип, что стоит России уверенно встать на рельсы вхождения в семью европейских народов, как этот шаг обернется для неё страшной ломкой, отказом от прошлого, потерей всех ориентиров, культурных вех и артефактов.
Так вот, это не так. Всё дорогое, живое и важное останется, не сможет не остаться.
Просто впервые оно начнёт жить своей и полной жизнью. Без оглядки на циркуляры и формальные догмы.

Вот как эта песня, которую убедительно и естественно вернул к жизни Серж Генсбур

P.S. Надо заметить, разумеется, у нас не всё тотально плохо. Например, "В лесу прифронтовом" от Ивана Козловского тоже увлекает душевной искренностью. Другое дело, что после войны исполнение фронтовых песен забронзовело и утонуло в бесмысленном официозе

P.P.S. От spitzruten Мысль абсолютно правильная, только тут явление более глобальное, то есть кругосветное.
1. В 19 веке изначально вальс родился в Австрии, Европа.
2. В 1909 году американский композитор Арчибальд Джойс сочинил вальс "Осенний сон" (Autumn Dream), который, как теперь бы сказали, тут же взлетел на верхние строчки хит-парадов по всему миру
3. В 1943-м Матвей Блантер написал "В лесу прифронтовом" как парафраз "Осеннего сна"
4. В 1974-м Серж Гензбур спел "В лесу прифронтовом"

Кстати, именно Autumn Dream исполнял оркестр на тонущем "Титанике", так говорят старожилы.

Это ещё не всё.
5. В 1986 году Гензбур написал для своей 15-летней дочери Шарлотты песню "Zéro pointe vers l'infini", автором скромно указав себя.

политика, демократия, кавер, музыка, удивительное, мой выбор, компромисс, Родина моя, прогресс, искусство, европамама, видеоролик, классика, ролик, совдепия

Previous post Next post
Up