Сегодня студентка взяла у нас посмотреть диск с фильмом "Ангелы в Америке", заинтересовавшись им после моего сообщения:
http://peresedov.livejournal.com/128102.html
Вообще тема интерпретации однополой любви в культурных произведениях или вплетение этой темы в культурные произведения современности вызвают к себе неожиданный интерес.
Невольно приходят на ум известные слова Венечки Ерофеева:
"А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один только гомосексуализм. Ну, еще арабы на уме, Израиль, Голанские высоты, Моше Даян. Ну, а если прогнать Моше Даяна с Голанских высот, а арабов с иудеями примирить? - что тогда останется в головах людей? Один только чистый гомосексуализм".
Но, отсмеявшись, понимаешь, что причина интереса тривиальна: это элементарное информационное голодание, помноженное на сладость табу.
В любом случае, ничего малодостойного в этом интересе нет, а потому продолжаю его насыщать и презентую сегодня фильм, пожалуй, более известный и высоко ценимый, чем "Ангелы в Америке":
"Капли дождя на раскалённых скалах" Франсуа Озон, 1999.
Для многих, вероятно, будет достаточным узнать, что этот фильм снят по драме Фассбиндера, написанной им в 19 лет. Сам Фассбиндер не стал экранизовывать ее, оставив простор для творчества Озону, которым тот талантливо воспользовался.
В итоге Озон создал, возможно, свое лучшее творение, хотя режиссер всячески подчеркивает свою близость оригиналу: фильм снят в нарочито декоративной манере с элементами театральной драматургии (в картине сохраняется даже разбивка на акты).
Действие фильма происходит в 70-х годах ХХ века. Его сюжет достаточно прост: пятидесятилетний мужчина Леопольд (Лео)(Бернар Жиродо) знакомится с девятнадцатилетним Францем (Малик Зиди) и приводит его к себе домой. Леопольд отлично выглядит для своих лет, источая властность и эротизм. Он сближается с Францем и оставляет его жить у себя.
В следующей сцене мы встречаемся с Францем в образе хлопотливой домохозяйки, крутящейся, как белка в колесе, между домашними делами и личным марафетом. Вместе с обыденной рутиной в их с Леопольдом отношения приходят скука и раздражительность.
Однообразие прерывается, когда в жизнь любовников возвращаются их бывшие женщины. Франца находит Анна - брошенная им подруга (Людвин Санье), которая мечтает о наивном гетеросексуальном райке с детьми-карапузами и послеобеденным сексом, а к Леопольду приезжает Вера (Анна Томпсон) - бывшая возлюбленная, а вернее, возлюбленный, сделавший себе когда-то операцию изменения пола.
Отношения этого квартета выливаются в чистый абсурдизм с неизбежным трагическим финалом.
Озону удалось снять необычайно красивый и напряженный фильм. Для чистоты психологизма он даже отказался от острой сюжетной подробности, присутствовавшей у Фассбиндера: в оригинале пьесы Леопольд был евреем, а Франц - чистокровным немцем. Избавившись от политической провокационности, Озон сосредотачивается на специфике внутричеловеческих отношей, их нелепости и закономерности.
При всей бессмысленности сюжета, он обладает магической убедительностью и притягательностью. Гомосексуальность главных героев вовсе не является в фильме лейтмотивом. Она вообще не обладает никакой спецификой содержания: смешно и страшно увидеть в скандалах и склоках сожительствующих Леопольда и Фрица обычных людей, тяготящихся присутствием друг друга.
Отдельно хочется похвалить игру Людвин Санье. Несомненно, Озон останется главным режиссером в жизни этой талантливой актрисы. Удивительно, как ему - певцу красоты мужского тела - удалось возродить и/или создать совершенно оригинальный, несовременный, но насыщенный и яркий образ женской чувственности и эротизма. Просто не верится, что этот фильм был создан за два года до картины "8 женщин", в котором Санье сыграла 12-летнюю девочку.
Смело советую этот фильм всем любителям французского, экспериментального и просто красивого современного кино.
В качесте бонуса привожу из него музыкальный отрывок.
Tanze Samba Mit mir
(В свое время у меня была абсурдная мечта устроить дискотеку в семинарии.
Если бы мне удалась эта авантюра, я бы обязательно включил эту мелодию в дискотечный play-list).