Среди православных (и не только в России) в ходу множество мифов о Католичестве. Один из них мне напомнили, как только я публично рассказал о своём присоединении ко Вселенской Церкви (другое название Католичества).
Звучит этот миф так:
В Православии мирян полноценно причащают хлебом и вином (Телом и Кровью Иисуса), в то время как в Католичестве такая роскошь доступна только духовенству. Миряне, как люди второго сорта, едят пустой хлеб.
Главная мысль, которую я продвигаю в своих текстах:
Православие и Католичество раньше и сейчас - единая Церковь, части которой отдалились друг от друга, но не разорвали своего единства. Так что они тождественны друг другу по существу и различаются лишь в исторической практике.
В этом тексте я планирую доказать три утверждения:
- Католическая и Православная Церкви обладают общим - единым на двоих - учением о Причастии. Соответственно, практика причащения в Православии и Католичестве Латинского обряда идентична по сути и различается лишь в реализации.
- Православная и Католическая Церкви пользуются одним методом в адаптации Причастия к окружающей жизни: соответственно, различия в их практиках причащения вызваны внешними обстоятельствами и не разделяют Церкви по-существу.
- Причастие в Католичестве сопровождается более детально проработанным богословием, чем в Православии. И предполагает более живое и глубокое вовлечение мирян в литургическую жизнь Церкви, чем у Восточной Церкви.
«Credo quia absurdum» («Верую, ибо абсурдно» Тертуллиан)
Сначала короткий ликбез:
Во всех традиционных конфессиях - Древние восточные церкви, Православие и Католичество - церковная жизнь строится вокруг таинства Евхаристии. Это специальная служба на которой хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Иисуса Христа. По сущности, но не по вкусу.
Да-да, мы правда в это верим!
Соответственно, если обычным хлебом, ставшим Телом Бога, причастить человека с целиакией, ему станет плохо от глютена в тесте. А если это Тело надолго оставить намоченным, как всякий хлеб, Оно начнёт портиться.
Почему это важно, поймёте чуть позже.
Не хлебом единым…
Теперь рассмотрим практику причащения в Католичестве и Православии.
Правильно будет сказать, что в Православии мирян чаще причащают под двумя видами - Телом и Кровью, чем под одним. А в Католичестве Латинского отряда - чаще под одним видом - Телом, чем под двумя. При этом Причастие под двумя видами внутри Католичества - не такое уж редкое явление: за два месяца после присоединения мне трижды случилось причаститься на мессе Телом и Кровью.
Поговорим о тождестве практики Причастия в обеих Церквях.
Для этого мне будет достаточно доказать, что:
- В Православии на постоянной основе причащают мирян под одним видом (Телом или Кровью).
- В Православии регулярно причащают мирян так же, как в Католичестве - только Телом.
- Согласно Православному вероучению, причащение под одним видом тождественно причащению под двумя видами. Соответственно, частая практика Причастия под одним видом в Католичестве никак не умаляет статус мирян.
Доказать всё это очень легко.
Будьте как дети
Почти на каждой православной Литургии происходит причащение мирян под одним видом - только Кровью (вином). И эти миряне - младенцы.
В Католичестве к причастию допускают с 7 лет. В этом возрасте, разумеется, нет проблем прожевать и проглотить хлеб. В Православии детей причащают сразу после Крещение, т.е. с 40-го дня. В этом возрасте младенцы не могут ни глотать, ни переваривать хлеб. Соответственно, в Православии их причащают только Святой Кровью. Причастие при этом, разумеется, не считается половинчатым или неполным.
2 = 1
А как обстоят дела в Православии с причащением мирян только Телом? Встречается оно здесь на регулярной основе?
Да, и гораздо чаще, чем думают прихожане, далёкие от богословия. На каждой Литургии Преждеосвящённых Даров. В обеих Церквях - и в Католической, и в Православной - есть такая Литургия.
(«Месса» и «литургия», если что - взаимозаменяемые синонимы).
На Литургии Преждеосвящённых Даров читаются благодарственные молитвы Богу, но таинства Боговоплощения на них не происходит: верующих причащают Святыми Дарами, освящёнными в другой день.
Какие же Дары подаются на такой Литургии православным? Хлеб и только хлеб. Вызвано это сугубо практической необходимостью: если бы священники хранили от литургии к литургии хлеб, вымоченный в вине, он бы портился.
Да, на такой службе священник может добавлять чашу с Преждеосвящённым хлебом вино, чтобы вкус Причастия казался мирянам более привычным. Но от такого вливания вино не становится Кровью. И верующие на Литургии причащаются только лишь Телом с добавлением вина.
Почему я в этом так уверен? Очень просто. Во-первых, в чине православной Литургии Преждеосвящённых Даров нет упоминания о предложенных Дарах, которые есть в Литургии Иоанна Златоустого. А во-вторых, на такой Литургии НЕ ПРИЧАЩАЮТ МЛАДЕНЦЕВ.
Ведь младенцев в Православии причащают только вином, а вино на Литургии Преждеосвящённых Даров не превращается в Кровь Христову. Соответственно, богословского смысла в таком причащении младенцев нет.
Шах и мат
Какой вывод из этого можно сделать?
- В Православных литургических практиках на постоянной основе встречается причастие под одним видом - как Кровью, так и Телом.
- Причастие под одним видом в Православии считается тождественным Причастию под двумя видами.
- Выбор между причастием под одним или двумя видами внутри Православия делается из соображений практической целесообразности: младенцы не могут глотать хлеб - причащаем их только вином; Святые Дары, вымоченные в крови, не могут безопасно и долго храниться - причащаем мирян только Телом.
Также и в Католичестве.
Чем обусловлена католическая практика причащения мирян в основном хлебом?
Как и в Православии, вопросами прикладной целесообразности.
Во-первых, себестоимостью Причастия.
Критики Католичества из числа православных обычно забывают о масштабах Вселенской Церкви. В настоящий момент на планете 1 300 000 000 католиков (миллиард триста миллионов человек). В это же время православных в мире всего - 300 000 000 (триста миллионов).
Если католики решат последовать примеру своих восточных братьев и в один день отслужить мессы, причащая верующих Телом, вымоченным в Крови, это запросто обрушит мировой рынок алкоголя. И не факт, что на планете найдётся нужное вино в необходимых количествах.
Во-вторых, миссионерским призванием Церкви.
Основой Католичества является миссионерская работа. Не случайно слово «месса» созвучно со словом «миссия». Катехизис Католической Церкви так говорит об этом: «верующие посылаются с миссией (missio) исполнения воли Божией в их ежедневной жизни».
Можно представить миссионера, который идёт по горам, сквозь джунгли и несёт с собой лёгкий мешок облаток и пузырёк вина. Причащая мирян только хлебом, с таким набором он сможет отслужить мессу практически для любого числа людей в самых далёких уголках планеты. С трудом можно представить этого же пастыря, который блуждает по диким местам, толкая перед собой тележку с ящиками или бочонками вина.
Третья прагматичная причина - гигиена.
В Средние Века христианская Европа регулярно страдала от смертельных эпидемий. То, что Причастие может участвовать в распространении болезней,
было известно на Руси с XVI века.
Причащать одной облаткой, которую священник кладёт в руки или рот мирянину, гораздо безопаснее, чем из одной Чаши общей лжицей.
Вот как описывает православную практику Причастия хлебом, вымоченным в вине, священник Владимир Головин (в настоящий момент отстранён от служения, но вовсе не за искренность):
Я прихожу с Чашей причащать, и ложка в Чашу - а потом в рот туберкулёзнику, потом в Чашу - в рот гепатитнику, в Чашу - в рот больному сифилисом, в Чашу - в рот больному другим заболеванием. А потом, намокав это в слюнях и в Чаше, несу в алтарь и доедаю за всеми.
По сравнению с этим действием причащение каждого верующего отдельной облаткой выглядит более практично и безопасно. Особенно во времена пандемии.
Кстати, причащение под двумя видами в Католичестве тоже происходит достаточно деликатно: священник берёт облатку, макает её край в отдельно стоящую Чашу со cвятой кровью и аккуратно подаёт причастнику.
И, наконец, последний аргумент - гарантия аутентичности вина.
Экономное отношение к вину даёт возможность контролировать его состав. В отличие от Православия, где на каждой Литургии нужно разделить вино со всеми пришедшими. На какой контроль качества тут можно рассчитывать?
Спросите знакомого сомелье, в праве ли считаться вином то, что продаётся у нас под брендом «Кагор»? Или посмотрите сами на описание этого продукта в магазине. Подсказка: зерновой спирт и невиноградный сахар сегодня входят в состав даже кагора с завода Массандра Управления делами Президента РФ. Католические мессы при этом служатся на чистом хересе.
Искупление кровью распятия
На всё вышесказанное кто-то может заметить:
- Практичность практичностью, но как быть с тем, что верующие в Католичестве обделены контактом с кровью Иисуса? Про которую Спаситель сказал, подавая апостолам Чашу: «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»?
На это можно ответить, следующее:
- Во-первых, как мы уже выяснили, Причастие под одним видом несёт в себе всю полноту литургической благодати. Тот, кто причащается хлебом, причащается и вином.
- Во-вторых, на всех уровнях - вероучительном, обрядовом и бытовом - в Католичестве уделяется Крови Христа гораздо больше внимания, чем в Православии..
Катехизис Католической Церкви учит:
- «Искупление приходит к нам прежде всего Кровью Распятия» (517)
- Церковь совершает отпущение грехов кровью Христовой и действием Духа Святого (533).
- Христос установил Новый Завет Своей кровью (781)
Такое отношение к крови, очевидно, берёт начало из ветхозаветных постановлений: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его» (Левит 17:14).
Соответственно, жертвенный подвиг Христа и таинственное соединение в нём двух природ - Божественной и Человеческой - увязывается в Католичестве с Его Кровью.
Но не только это. Кровь Христа в католическом вероучении отражает Его особую связь с Богородицей.
В Тридентском Катехизисе - главном вероучительном документе Католической Церкви до 1992 года - говорилось: «тело Христово образовано из чистейшей крови Девы-Матери» (56).
Получается невероятно глубокая и гармоничная смысловая конструкция: Кровь Христа нераздельно связано с Его Телом, а Тело Христа неразрывно связано с кровью Его Матери.
В современном Катехизисе мы видим продолжение этой логики в описании взаимоотношений Христа с Церковью: «Церковь - Невеста Христова: Он возлюбил ее и принес Себя в жертву за неё. Он очистил ее Своей кровью. Он сделал ее плодовитой матерью всех сынов Божиих» (808).
Христос очистил Церковь Своей Кровью и сделал её матерью верующих, которых она питает теперь Кровью Христа. И Кровь Христа делает из этих верующих детей Божиих.
На литургическом уровне все эти богословские смыслы внутри Католичества проявляются в обилие особых служб, прямо и косвенно связанных с Кровью Спасителя:
- Это и торжество Тела и Крови Христовых - большой всецерковный праздник.
- И отдельные молитвы - Литания Драгоценнейшей Крови Христовой, которые читаются частным образом и соборно.
- При храмах есть группы Розария Драгоценной Крови Христовой - отдельная молитвенная практика, которая строится вокруг размышлений о событиях жизни Христа, во время которых Он пролил Свою Кровь.
По моим наблюдениям, всё это приводит к тому, что католики не выделяют для себя особо фактическое наличие или отсутствие Крови Христа на Причастии. Я видел службы, на которых стоящие рядом священники подавали Причастие под одним и двумя видами. И к тем, которые подавали под двумя, не выстраивалась главная очередь.
«Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с какого удобнее»
Подведём итог.
В романе Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» описана непримиримая война тупоконечников с остроконечниками. На ней лилипуты были готовы жертвовать жизнями, настаивая на том, с какого конца - острого или тупого - нужно чистить яйца за завтраком. Свифт создавал описание этой войны как сатиру на конфликт между гугенотами и католиками.
Но мы теперь знаем, что расхождения между католиками и протестантами были в разы более кардинальными и существенными, чем различия между Католичеством и Православием.
Поэтому пытаться разделить эти Церкви на примере практики Причастия - равносильно тому, как пытаться воплотить в жизнь конфликт тупоконечников с остроконечниками.
В романе у Свифта это разногласие лилипутов находило примирение в словах их пророка Люстрога: «Все истинно верующие да разбивают яйца с того конца, с какого удобнее».
В вопросе Причастия этот подход реализован сегодня более полно внутри Католической Церкви.
Кстати, я описывал здесь Латинский Обряд.
Внутри Католичества он основной, но не единственный. На Востоке есть ещё 5 обрядовых ветвей: Александрийская, Антиохийская, Армянская, Византийская и Халдейская. И только в одной Византийской ветви Католичества есть 14 различных литургических обрядов. В том числе и те, которые в основных моментах не отличаются от того, что практикуют Православная Церковь.
Надеюсь, мне удалось развеять миф о том, что в Католичестве миряне чем-то обделены в таинстве Причастия.
Слава Иисусу Христу!
P.S. Если вы дочитали до конца этот текст, пожалуйста, скажите в комментарии, насколько он вам показался удобным для чтения, чтобы я понимал: нужно ли тратить силы на создание настолько подробных описаний. Спасибо!