Проект Goodyear Inflatoplane: в 1956 году в США создали настоящий надувной самолет

Aug 20, 2021 13:21

С момента изобретения летательного аппарата люди пытаются изобрести персональный, а самое главное компактный самолет. Но этот аппарат был создан для других целей. Надувной самолет был разработан компанией Goodyear, которая была основана в 1898 году (в том же году Чарльз Гудьир изобрел вулканизированную резину). Создав надувной самолет, его производители пытались решить проблему с высокой смертностью пилотов после падения в результате вражеских воздушных атак. Но, если сейчас по небу не летают резиновые самолеты, значит идея всё-таки не увенчалась успехом.




Основная идея проекта Inflatoplane заключалась в применении планера, изготовленного из специального мягкого материала. Его предлагалось заполнять атмосферным воздухом под давлением, что должно было обеспечивать требуемую жесткость конструкции. С мягкими элементами планера предлагалось соединять различные жесткие агрегаты, такие как моторама и кабина.



Еще в начале тридцатых годов инженер компании Goodyear Тейлор Макдэниел предложил концепцию надувного резинового планера. Были проведены необходимые исследования, и в воздух даже поднялся опытный образец. Однако дальше дело не пошло, и на двадцать с лишним лет о концепции забыли. Следующий проект надувного летательного аппарата разработали только в середине пятидесятых, и на этот раз судьба проекта сложилась более удачно. Возможно, потому, что к финансированию и технической поддержке проекта подключился Пентагон в лице Управления военно-морских исследований Минобороны США.



В самом начале 1956 года был изготовлен первый опытный образец самолета Goodyear Inflatoplane. Этот прототип получил собственное обозначение GA-33. Первые проверки планировалось осуществлять при помощи одноместного самолета с полностью открытой кабиной. Он должен был показать свои основные характеристики, а также подтвердить или опровергнуть правильность примененных конструкторских решений. Испытания стартовали с тестов на земле. Для их проведения планер при помощи набора стоек закрепили на автомобиле и в таком виде возили по взлетной полосе. После подтверждения ожидаемых характеристик самолет допустили к полетам.



Первый полет состоялся 13 февраля на аэродроме Уингфут-Лейк (шт. Огайо) и, в целом, прошел без особых нареканий. Надувные элементы планера справились с нагрузкой и обеспечили стабильный полет. В то же время, существующая конструкция крыла оказалась несовершенной и давала повышенные риски. В связи с этим конструкторам пришлось разработать новый вариант внутренней структуры плоскости. Прочие элементы планера показали себя неплохо.



Летные испытания перспективной техники продолжались до конца пятидесятых годов, но затем были приостановлены на неопределенный срок. Поводом для остановки работ послужила катастрофа в ходе очередного полета. Из-за неполадок в системе управления произошло крушение, при котором погиб армейский летчик-испытатель лейтенант Уоллес.



К моменту катастрофы компания Goodyear Aircraft успела построить 12 надувных самолетов серии Inflatoplane. В это число входила пара ранних прототипов и десяток машин типа GA-468 и GA-466. Катастрофа на испытаниях заставила Пентагон приостановить программу испытаний до выяснения всех причин и устранения выявленных недостатков. Как стало ясно позже, временная остановка стала началом конца всего проекта.



В течение нескольких следующих лет авиастроители из Goodyear пытались совершенствовать существующие конструкции и предлагали обновленные варианты надувных самолетов. Построенные машины дорабатывались и несколько раз испытывались. Однако теперь они не имели реальных перспектив. Узкая специализация, определенная сложность производства и трагедия на испытаниях сказались на дальнейшей судьбе проекта. Уже в начале шестидесятых военные США перестали рассматривать технику серии Inflatoplane как перспективную и пригодную для внедрения на практике.



В 1962 году военное ведомство отказалось от дальнейшей поддержки проекта, и компания-разработчик была вынуждена окончательно остановить его. По некоторым данным, через несколько лет компания Goodyear попыталась возродить проект. Поводом для этого стало начало войны во Вьетнаме, в ходе которой военно-воздушным силам могли пригодиться особые спасательные самолеты. Однако военные не захотели возвращаться к старому проекту.



За все время работ была построена дюжина надувных самолетов семейства Goodyear Inflatoplane. После закрытия проекта компания-изготовитель отправила часть этой техники на хранение, а несколько машин передала музеям. Сейчас в разных авиационных музеях США экспонируется три подобных образца разных моделей. К примеру, музею Смитсоновского института принадлежит одноместный самолет GA-468.



















США, вооружения, авиация, идеи, история, технологии

Previous post Next post
Up