Вперед, в 43-год!

Sep 10, 2013 15:18

Мировой кинематограф, ещё черно- белый и немой, начинается с фильма "Прибытие поезда". Даже в "Человеке с бульвара Капуцинов" именно по этому поезду стреляют перепуганные ковбои. В субботу, 7 сентября, к железнодорожному вокзалу тоже прибыл поезд. "Эка невидаль!" - скажет читатель, - "куда ж ему ещё прибывать - то?" Но дело в том, что прибыл не скорый, не печально - легендарный "Хюндай" и не веселая разбитая электричка - прибыл паровоз. Огромный, черный и настоящий. И колоритно свистел гудком.
… В этот день в городе происходили различные мероприятия по поводу Дня освобождения Донбасса, потому одета я была в реконструкторский костюм, при себе имела макет автомата ППШ и красное Знамя Победы (накануне со всей имеющейся наглостью выциганенное у секретаря на мероприятии на Ватутина:-) - и прямо из парка Ленинского комсомола прибыла на вокзал. Приехала трамваем - в реконструируемом 43-м году никаких троллейбусов ещё не было :- ) Прибыла - и направилась на перрон, так как праздничное прибытие поезда должно было случиться вот-вот. И обалдела.
На перроне стояли "ящики с боеприпасами", на них сидели женщины совершенно циганистого вида. Стояли и бродили красноармейцы, были растянуты лозунги и зачернены окна, размещены фотоплакаты. Барышни держали на раках "детей"(свертки из одеял), красноармейцы танцевали с девушками. Потом уже выяснилось, что этот реализм достигнут усилиями театральных артистов - спасибо им большое. В общем, я в своём "прикиде" оказалась к месту. Со мной сразу начали фотографироваться.
Отдельно, особо упомяну военный оркестр - что они вытворяли! Они не просто играли, они хулиганили, перемещались в процессе игры так и эдак и срывали заслуженные аплодисменты. Деликатно ждали, пока парень на гармонике для антуражу и реализьму сыграет очередную песню - и снова начинали. С краю, у ограждения стояли санитарные палатки, и в них были "раненые" и санитарки. Ну и колонна молодых регионалов была - куда ж без них? Это был какой-то карнавал: я не узнали директора железнодорожного музея (он одел форму, знаки и награды), а он не узнал меня в реконструкторском наряде.
Почему прибытие поезда во главе с работающим паровозом - это событие? Эвона их сколько в музее стоит. Вот именно - стоит и никуда не едет. Действующие паровозы массово исчезли из употребления и были заменены тепловозами и электровозами довольно давно. Правда, когда было в нашей стране одно грустное время и дорога была еле жива - несколько штук паровозов натурально привели в порядок и даже намеревались их использовать по прямому назначению. Значит, был - таки тот самый запасной путь :- ) Но …полегчало, отсвистели злые соловьи - разбойники, зарплату стали выдавать деньгами, а не вермишелью, и последние паровозы таки отбыли в историю.
Вообще новые экспонаты попадают в музей тремя способами. Чаще всего где-то на задворках и в закоулках находят остатки паровоза, у которого той детали нет, эту эээ…. сперли, вот та штука заржавела, а вот эти две ерундовины не смазаны и вообще не работают в принципе. Горемыку каким-то образом волокут к путям, грузят аки металлолом на платформу и везут…нет, не в музей. В депо - для приведения в порядок. Тут приварим, там прикрутим, а эту штуку вообще надо становиться и вытачивать заново. И потом уже в музее бывает маневровый день: открывают ворота специальной железнодорожной ветки и с помощью необходимых технических приспособ перемещают бывший паровоз на его место. Всё, теперь он экспонат, к нему прикреплена табличка, под ним для охраны затаилась стрррашная маленькая собака, его будут холить, лелеять, красить, а вокруг будем ходить мы с вами и фотографировать. И задирать голову - ого какой!
В достаточно редких случаях сохранность свежеобнаруженного кандидата в экспонаты такова, что он может "перемещаться на своих осях" - это термин такой, означающий, что оси, колесные пары и прочие сопряженные детали настолько исправны, что паровоз можно зацепить локомотивом и везти по путям в качестве вагона. Дедушку - паровоза потащит внук - электровоз :- ) Но и в этом случае будущий экспонат сопровождает бригада механиков, которые следят, чтобы почтенный пенсионер не взял да и не сломался где-то посреди дороги. За последние несколько лет припоминаю только один такой случай - и помощь ремонтников была кстати как минимум один раз.
Ну а починить паровоз настолько, чтобы он был не просто красивой оболочкой и тенью былого величия, чтобы он действительно работал, чтобы в топке горел уголь, а сила пара передавала крутящий момент на колеса - это вообще несусветный подвиг. Но он совершён - в прошедшую субботу раздался свист гудка (тоже парового, а не такого, как сейчас), появился белый дымок от свистка, а потом и сам ожидаемый паровоз наконец-то явился взволнованным зрителям и артистам: неотвратимо прёт черный, огромный, и за ним тендер, полный угля, и за ним платформа одна, вторая, и на ней закреплены орудия, и теплушка с личным составом… Последним ехал красный вагон, в котором везли ветеранов. Им помогли сойти, - подставили специальные удобные ступеньки, - им вручили цветы, они сели на приготовленные стулья.
На платформу взошли начальники областные, городские и дорожные, говорили речи. Потом выступили гармонисты и певицы: "Валенки" исполняли так, с такою силою голоса, что уши закладывало, хотелось отойти и слушать с безопасного для ушей расстояния. Удивительно было слышать, как смешиваются объявления "к жителям города Сталино" и обычные объявления прибытия обыкновенных поездов.
Потом дан был сигнал к отбытию. В теплушку уже на ходу залазили артисты бойцы, махали руками, им дарили цветы. И поезд убыл. И все начали расходится - сказка закончилась.
Но как же было классно!

реконструкторство, КПУ, железнодорожный вокзал, железнодорожный транспорт, левые, коммунисты, война, Донецкая железная дорога, Донецкая магистраль

Previous post Next post
Up