1964. Легенда полярной авиации

Sep 19, 2017 10:26


В 2017 году исполняется 120 лет со дня рождения  и 80 лет со дня гибели - Григория Трофимовича Побежимова. Прожил Григорий Тимофеевич очень мало, всего сорок лет, из них двадцать два года  отдал авиации.
Родился Побежимов в Самарской губернии, и ещё до революции познакомился, с тем, что полюбил на всю жизнь - авиацию.  Попав в солдаты, ему пришлось проходить службу на Балтике, где в смышлённом матросе рассмотрели талант к  успешному освоению техники, и его направили учиться на авиамоториста в Самарскую школу авиационных специалистов. Там он и знакомится с Василием Молоковым, не зная ещё, насколько тесно переплетутся их судьбы.
Особую страницу в жизни Григория Тимофеевича занимает Красноярск и Арктика. Работа Побежимова в Арктике началась в 1927 году, когда он летал в составе экспедиции Г.Д. Красинского, на остров Врангеля. Это была первая проверка на «прочность» Георгия Трофимовича, в условиях сурового Арктического Севера, и эту проверку он прошёл на «отлично».
После этой значимой экспедиции, Побежимов учился на курсах Военно-воздушной академии им. Жуковского, а затем в 1930 -х гг. стал  работать в Управлении полярной авиации Главсевморпути.
В  1931 году он приезжает в наш город: здесь, на пустынном Телячьем острове (сейчас это остров Молокова), создавалась гидроавиабаза - тыл Енисейской авиалинии, откуда начиналось авиационное освоение красноярского Севера и Арктики. Сюда же он и позвал своего друга Василия Молокова. На авиаремонтном заводе, построенном на этом же острове,  Григорий Тимофеевич руководил ремонтом моторов, помогал рабочим осваивать технику, тогда ведь бортмеханик сам должен был обслуживать машину. Делал он своё дело,  мастерски, за что «получил» в награду прозвище  «полярный левша». Увлечённый и преданный своему делу, общительный, чуткий и неутомимый в работе, он располагал к себе. Был всегда добр к окружающим, и был готов в любую минуту прийти на помощь. Такие простые черты характера сочетались с твёрдостью и упорством, что очень помогало в осуществлении  поставленных целей и задач.
С 1935 по  1937 гг. Побежимов летал в составе экипажа Героя Советского Союза Василия Молокова. В 1936 году они на летающей лодке Дорнье «Валь» (СССР Н-2) облетели территорию Крайнего Севера, по маршруту: Якутск - Красноярск - Охотск - остров Врангеля - Москва - Красноярск - преодолев расстояние в 31 тысячу километров. За участие в Арктических полётах Побежимов был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Последний полёт, Григория Побежимова состоялся в августе 1937 года, в составе экипажа Леваневского. Лётчики должны были добраться из Москвы через Северный полюс в Америку на четырёхмоторном бомбардировщике. После двадцати часов полёта связь с экипажем прекратилась.
Поиски продолжались много месяцев. Они велись и с запада, и с востока, с Чукотки и Аляски, в них участвовали и советские, и Американские лётчики. Во время одной из таких поисковых экспедиций погиб экипаж Героя Советского Союза М.С. Бабушкина. До сего времени ничего не известно о месте и деталях гибели самолёта Леваневского.
Вскоре после гибели экипажа, Красноярскому судостроительному заводу было присвоено звание имени Григория Тимофеевича Побежимова. Его именем названа и небольшая улица в нашем городе, находящаяся недалеко от завода. Но сегодня завода в Красноярске уже не существует. Фотография отважного лётчика и героя - полярника находиться на стенде, посвящённом героям - полярникам в музее Енисейского речного пароходства. В 2012 году, правительством Красноярского края было принято решение об установке именной памятной доски - барельефа на фасаде здания школы № 93.
В Арктике и Антарктике в честь погибшего экипажа названо несколько географических объектов. На Земле Франца - Иосифа есть мыс Побежимова. Есть улица Побежимова и в Авиастроительном районе Казани.

Память, Краеведение

Previous post Next post
Up