Всю жизнь я быть хотел как все,
Но век в своей красе
Сильнее моего нытья
И хочет быть, как я.
Б. Пастернак. «Высокая болезнь».
Борис Пастернак родился в известной московской семье. Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, был академиком живописи, преподавателем училища живописи, ваяния и зодчества, известным художником-иллюстратором и портретистом. Мать, Розалия Исидоровна (урожденная Кауфман), известная пианистка, до замужества бывшая профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества, отказалась от карьеры и занималась воспитанием детей.
Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге). В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов.
Литературой начал заниматься в 22 года. К этому времени он успел попробовать свои силы в сочинении музыки (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано), блестяще закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
В 1914 году Пастернак завершает свою первую книгу «Близнец в тучах», а через три года вторую - «Поверх барьеров».
Уже в ранних стихах Борис Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся поэтической системой. Его стихи причудливы, наполнены различными ассоциациями, построены на впечатлениях автора, необычны по образам, сложны по языку.
Вместе с тем, если воспользоваться выражением О. Мандельштама, поэт отразил «шум времени», воплотил в своих стихах вещественный мир, новинки техники, шумы трамваев, поездов, велосипедов. При этом его стихам всегда присущ внутренний динамизм и свежесть восприятия - «у капель тяжесть запонок», «песни колотой куски». Не случайно М. Цветаева назвала пастернаковскую поэзию «световым ливнем», «сквозняком», «разгадкой».
В 1922 году Пастернак публикует свою третью книгу «Сестра моя жизнь», в которой отразилась атмосфера революционных перемен. А после публикации в 1923 году сборника стихов «Темы и вариации», его стали называть одним из первых поэтов России.
Борис Пастернак занимается и прозой. В 1922 году он пишет повесть «Детство Люверс», где повествование ведется от лица девочки-подростка, потом историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925-1926) и «Лейтенант Шмидт» ( 1926-1927), а затем свои личные воспоминания - под названием «Охранная грамота» (1931) и «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956-1957).
Переход от лирической тональности ранних стихов к произведениям эпического характера был связан со стремлением Пастернака отразить судьбу своего поколения. С конца двадцатых годов поэт начал сочинять повесть под условным названием «Революция» - о жизни и смерти, о судьбе своего поколения. Повесть должна была стать частью большого романа. Мысль о романе-эпопее преследовала поэта многие годы, и только в конце жизни Пастернак реализовал эту идею, создав роман «Доктор Живаго».
В этом произведении писатель выразил отрицательное отношение к революции, к социальным экспериментам. Роман издан в Италии в 1957 году, а к концу 1958 года книга переводится на 18 языков.
В СССР роман признали антисоветским, и началась травля писателя, которая усилилась ещё более после того, как ему присудили Нобелевскую премию по литературе (1958 год). Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Это признание большого таланта Пастернака и его неравнодушного отношения к жизни.
Летом 1959 года Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.
Борис Пастернак умер 30 мая 1960 в Переделкино. Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете».
Сотни людей (среди них Наум Коржавин, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и др.) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта. Похоронен поэт на Переделкинском кладбище.
Судьба Бориса Пастернака стала одной из самых удивительных в нашей литературе - с трагическим и героическим оттенком. Он уцелел при Сталине, отказавшись подписать ходатайство писателей о казни целой группы правых коммунистов, высидел годы в одиночестве Переделкина, получил Нобелевскую премию, стал из-за «Доктора Живаго» знаменитым на весь мир, любил Родину, и при этом терпел нелепые наставления - как ему жить и творить.
Уважаемые читатели, если вы хотите познакомиться с жизнью и творчеством Бориса Пастернака более подробно, пройдите по ссылке:
http://pasternak.niv.ru/Материал подготовила Логвенкова Е. В., библиотека им. Н. Некрасова.