Выбраться живым из Катманду, или Провал эвакуации ч. 1

May 09, 2015 09:55

Украинцам в Непале пришлось пережить сразу две катастрофы: землетрясение и не менее изнурительную эвакуации. И если причины первой найти сложно, то у второй есть конкретные лица. И это не только Зорян Шкиряк. Журналист "Украинской правды" пробыл в Катманду и Дели неделю вместо суток и вместе со всеми эвакуированными стал свидетелем, как проваливалась Украинская спасательная миссия, а сами спасатели превращались в пострадавших.



Шкиряк уверяет прессу, что из него хотят сделать козла отпущения. Все фото Богдана Кутепова, Общественное ТВ

29 апреля, на четвертый день после землетрясения в Непале, Украина смогла снарядить миссию для эвакуации своих граждан из зоны катастрофы. Для этого выделили отдельный самолет Ил-76, который принадлежит Минобороны. Параллельно руководством страны рассматривались еще два варианта: эвакуировать украинцев хотели или рейсовыми самолетами из столицы Непала Катманду, или же прислать за ними чартерный пассажирский самолет.

Но украинская власть решила провести эвакуацию с помпой, достойной солидной страны.
- Мы предложили варианты с чартерами, которые были втрое дешевле. Но у нас есть главнокомандующий, и он решил, что отправить самолет Минобороны будет лучше. Хотели показать мощь украинской армии. Показали, - рассказывает с нотками отчаяния в голосе пока врио председателя Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Шкиряк. По первоначальному плану, Ил-76 должен был прилететь в Катманду, быстро всех забрать и вернуться в Украину. Провести операцию хотели за 24 часа сразу три ведомства: МИД, Минобороны и ДСНС. Отсутствие единого руководителя и провалило эту миссию.

"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Киев

К началу спасательной операции Шкиряку "советовали" и из Минобороны, и из Администрации президента не брать с собой журналистов. Он взял с собой на борт съемочные группы из восьми ведущих каналов. Четверо журналистов даже не имели индийской визы.
- У меня здесь журналистов больше чем людей, которых надо эвакуировать, - громко говорит кому-то в трубку Шкиряк, пытаясь перекричать гул моторов Ил-76 в Борисполе.


Самолет вылетел из Украины не имея разрешения даже от Дели

Как выясняется уже на борту, разрешение на посадку еще нет не только из Непала, но и из Дели, где украинские спасатели должны ждать вылета в Катманду.Поэтому мы с Шкиряком, пока есть время, идем в супермаркет, потому что большинство из журналистов записались на рейс в последний момент и не имеют дорогу даже воды. Кассирша с интересом осматривает Шкиряка, колеблется но спрашивает:
- Сегодня так много ваших у нас скупаются. Что-то случилось?
- Просто лететь далеко.
- Куда?
- В Катманду, - отвечает Шкиряк, ища кредитку в кошельке.

Кассирша бросает на него косой взгляд, мол, не хотите говорить - не говорите, но зачем это "Катманду"?
На борту уже все заняли места. Спасатели раздают каждому по два одеяла: одним укрываться, на другом спать. Лежать твердо и неудобно: самолет рассчитан на выброску десанта, на скамейках даже сидеть некомфортно. Кроме журналистов и Шкиряка, в самолете пять человек из элитного Мобильного спасательного центра, четверо медиков с Медицины катастроф, трое психологов и делегация МИД. Все делятся планами на "майские", кто куда поедет, если завтра вернется в Киев.

ДелиКогда все просыпаются, за окном самолета светит солнце. Мы заходим на посадку в Дели. За бортом +40. Украинская "делегация" кофтах и ​​штанах настороженно смотрит в иллюминаторы на индусов, которые ходят в легких футболках, и видно, что им жарко даже так.Шкиряк и люди с МИД идут решать, как и куда всем выходить, а самолет постепенно наполняется горячим воздухом. Пассажиры по-быстрому выходят на улицу перекурить, осмотреться и вернуться обратно в самолет - в нем не такая жара. Но через час сидения и на борту становится невыносимо.

После нескольких часов вяления, журналистам без виз их делают, всех выпускают из аэропорта и везут в посольство.В Дели есть отдельная большая улица, на которой стоят большинство посольств. Это - одно из элитных мест, рядом с правительственным кварталом. Украинское посольство, разумеется, находится не там. Дело в том, что огромное здание посольства СССР забрала себе Россия, и Украина пришлось искать себе место в одном из обычных жилых районов Дели.

Автобус из аэропорта у посольства уже встречает Шкиряк. Он извиняется, что оставил всех на борту, но "эта индусская бюрократия, еще хуже чем в Украине". Оказывается, главный спасатель Украины прошел таможенный контроль, встретился с послом и собирался было вернуться в самолет, но такой процедуры в Индии не предусмотрено.И правда - в Украине с этим было бы легче.

Журналисты и спасатели оккупируют посольство, но когда оказывается, что wi-fi отсутствует, начинают снимать коров у ворот и просить хоть о коротком брифинге, чтобы был материал, с которым возвращаться. Новости кажутся несостоятельными. Непал позволит украинскому самолете сесть после третьего мая, но дипломаты из МИД летят, чтобы договориться о разрешении на ближайшее время.
- Там сейчас стоит очередь из более ста самолетов, которые просят разрешения. Они все стоят в аэропортах вокруг Непала и ждут посадки. А аэропорт Катманду имеет весьма ограниченные возможности - это маленькое аэродром, - оправдывается посол Украины в Индии Александр Шевченко. Посол уверяет, что "делается все возможное", но ранее 1 мая разрешения точно не будет, поэтому предлагает всем перебраться в гостиницу.

Шевченко объясняет, что для людей, которые впервые в Дели, что тут жить опасно из-за санитарных условий, поэтому посольство договорилось о поселении всех в пятизвездочный отель. За проживание каждый платит за себя сам, включая журналистов, спасателей и даже Шкиряка. Снимать номер за 110 долларов ни у кого в своих планах не было - поездка была рассчитана на сутки. Но и поехать искать более дешевый отель и оторваться от всей группы никто не хочет, потому что разрешение на полет могут дать любой момент.

Журналисты срочно связываются с редакциями, а вот медикам и психологам связываться ни с кем, потому что их руководство здесь. Но, похоже, поселять их никто не планирует. Часть людей забирают к себе домой работники посольства, часть остается ночевать прямо в нем, вместе с несколькими журналистами. Утром первого мая выясняется, что наши дипломаты "дожали" Непал и он позволил украинскому Илу сесть в Катманду в четыре утра следующего дня.


В посольстве стало понятно, что миссия затягивается

На этом операция "Эвакуация" могла и завершиться, но теперь выяснилось, что наш самолет сломался.

Шкиряк рассказывает журналистам, что последние полтора часа полета самолет Минобороны летел, а так же садился в Дели уже без одного двигателя. Мы предлагаем после попросить необходимую деталь в индийской армии, так же летает на российских Илах. Однако командир самолета отказывается ставить запчасти, не сертифицированую в Украине, потому что неизвестно, исправна она или нет, и где ее изготовили.

Поэтому мы, и люди, которые с 27 апреля ждут эвакуации в Катманду, должны ждать - до третьего мая, когда Минобороны передаст из Киева сертифицирован и исправный топливный насос. Пребывание в Дели, которое по-прежнему не было чем-то важным, после полученных новостей стало простым тратой времени. Шкиряк заявил, что быть свадебным генералом и сидеть в Индии не намерен и потому вылетает в Катманду рейсовым самолетом. Частно он возмущается, что ему "навязали" самолет Минобороны:
- Для чего это? Зачем это было президенту? У меня 20 человек спасателей и медиков. Я их привез, чтобы они спали в посольстве в Дели?

Казалось, теперь всю команду посадят на самолет и повезут в Катманду спасать наших людей. Но с Шкиряком полетели только его подруга, психолог Екатерина Храмова и группа журналистов. Все - за свой счет. Пожалуй, именно потому, что за перелет пришлось платить, в посольстве остались полным составом группы психологов и медиков ДСНС, которые увидят людей, которых прилетели спасать, уже в последний день при посадке на самолет ..

- У меня в кармане 200 гривен. Я даже выйти купить себе поесть не могу. Я ехала в день, мне должны давать суточных. Нам бы помыться,- рассказывает одна из девушек-психологов Елена. Она не выдерживает и выбегает на улицу. Когда Шкиряк улетает в Катманду, не выдерживает один из спасателей Андрей.

- То, что происходит - это превращение спасательной миссии в цирк. Я не понимаю, почему спасатели должны сидеть здесь, а журналисты и "жена" - лететь в Катманду. Это показатель того, что происходит, - даже не возмущается, а искренне не понимает Андрей. Он вместе со своим руководителем Борисовичем остался с частью журналистов и летит в Катманду следующим рейсом в четыре утра. Именно Сергей Борисович создает в этой экспедиции атмосферу порядка и уверенности.

Все проблемы он умеет объяснить как рабочие проблемы и найти из них выход. Пока мы ждем автобуса в аэропорт, Борисович рассказывает истории, как он со своими ребятами эвакуировали людей из Дебальцево, как разбирали дом в Николаеве после взрыва газа и вывозили людей после землетрясений на Гаити. Его мобильный спасательный центр при ДСНС мог бы сам управлять всей ликвидацией последствий катастрофы в Непале.

- Мы в прошлом году составили международный экзамен и стали 38-й командой в мире, которая может выполнять задачи такого уровня. У нас так - кто первый прилетел, то и создает штаб. Затем, когда приходят запросы от спасателей из других стран, руководитель штаба уже определяет, кто что может делать и назначает определенные группы на объекты, - рассказывает Борисович.

- Во время каждой катастрофы главное - это первые три дня. Мы, правда, на этот раз их пропустили. Но ничего, мы сейчас прилетим, пойдем в штаб и предложим свои услуги. Пусть смотрят, мы им можем помочь, - добавляет он без злобы за потерянные дни, а так, по-рабочему, как о задержке зарплаты, или очередь в магазине. Между тем, в посольстве привозят первого эвакуированного из Непала. Это Илья из Борисполя.

Его посадили на самолет в Катманду и направили в Дели. Илью осматривают врачи и отправляют его в больницу, потому что состояние его здоровья вызывает серьезные опасения. Как выяснилось, Илья искал смысл жизни и правильный путь сначала в Индии, потом в Непале, но нашел пока только гепатит.

Окончание

сало уронили!, о май даун!, хто не скаче той москаль, крутить наждак, зрада, украинство - это, звыряче побыття, и тут снизу постучали..., не всё так однозначно, знаете ли вы шо, символ перемог, тільки ми, не только лишь все, страна 404, а нас-то за що?, картинка, мыздобулы

Previous post Next post
Up