Как известно, украинская пропаганда объявляет название "Малороссия" оскорбительным и уничижительным обзывательством, которое придумали угнетатели-москали, чтобы вытравить память о великой украинской истории.
Однако и у нас существует широко распространённое заблуждение по поводу происхождения терминов Малая и Великая Русь, Малороссия, малороссы. В общем виде это заблуждение можно охарактеризовать следующим образом:
В средние века изначальную область или территорию расселения народа и возникновения у него государственности всегда обозначали прилагательным Малый / Малая, а вторичную область расселения - Великой. Именно поэтому территорию Украины, первичную для расселения восточных славян и развития у них государственности называли Малой Русью, а территорию вторичной колонизации, значительно большую по размерам (то есть территорию России) назвали Русью Великой.
Возник этот миф не сегодня, а в 1918 году. Первым его автором был историк Андрей Стороженко, в статье
"Малая Россия или Украина?". В общем-то он выступал против идей украинства, но в то же время выдвинул теорию о том, что «Малая Русь» подлежит трактовке как метрополия Руси, а «Великая Русь» является её колонией.
На самом деле термин Μικρὰ Ῥωσία («Малая Русь») возник в XIV веке в Византии как реакция на разделение Древнерусского государства после ордынского нашествия. После татаро-монгольского порабощения русских земель свободными на Руси оставались лишь две области: Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, которые активно поддерживали отношения с Константинопольским патриархатом.
Киевская митрополия в составе Константинопольского патриархата существовала с момента крещения Руси в 988 году. Однако в 1299 году митрополит Максим покинул так и не оправившийся к тому моменту от монгольского разорения Киев, перенеся свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме.
В 1303 году константинопольский патриарх Афанасий для улучшения управления в юго-западной части митрополии Руси (Галичской, Перемышльской, Владимирской, Туровской, Луцкой и Холмской епархиях) возвел в сан митрополита галицкого епископа Нифонта. Таким образом, помимо Киевской, возникла Галицкая митрополия. При этом в составе Киевской митрополии находилось значительно больше епархий.
Деятели Византии начинают применять к двум частям Руси географические термины классической древности: «Малая страна» и «Великая страна». Μικρά Ῥωσία - «Малая Русь» - территория Галицкой митрополии, Μεγάλη Ῥωσία - «Великая Русь» - земли Киевской митрополии. Никакого уничижения в эти термины греки не вкладывали, а просто констатировали, что одно по размеру больше другого.
В 1335 году князь Галицкий и Волынский Юрий II Болеслав посылает грамоту к великому магистру Немецкого ордена Дитриху, в которой именует себя dux totius Russiæ Minoris («князь всея Малыя Руси»). Так термин «Малая Русь» становится официальным.
Украинский и советский историк Михаил Грушевский утверждал, что «Малая Русь» - это Галицко-Волынское княжество, а после его падения и вхождения в состав Польши термин исчезает. С этим, однако, не согласились бы в Польше. Полный титул польского короля Казимира III Великого, правившего в середине XIV века, звучал так: «Милостию Божией король Краковской земли, Судомирской земли, Серадской земли, Польской земли, Куявской земли, Добрянской земли, Поморской земли, Русской земли, хозяин и дедич вечный землям тем обладатель, король волелюбный». Но в более коротком варианте монарха именовали «королём Ляхии и Малой Руси».
В 1596 году ряд епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата приняли решение о заключении Брестской унии и переходе под власть римского папы с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Это привело к расколу среди православных на территориях, контролируемых Речью Посполитой. В полемике термин «Малая Россия» начинает звучать все чаще, и обозначает он теперь земли Поднепровья, население которых сохраняет классический православный обряд. Порой Малой Россией называли все земли в составе Речи Посполитой, населенные адептами православия.
Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий в Белоцерковском универсале 1648 года впервые обращается к «малороссиянам». Именно со стороны Речи Посполитой в XVII веке термин «Малая Россия» приходит в переписку государственных и духовных лиц российского государства.
Переяславский договор 1654 года приводит к изменению титула русского царя, который теперь становится монархом «Всея Великія и Малыя Россіи». Настоятель Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель в «Киевском синопсисе» формулирует понимание «славенороссийского народа» как триединого народа в составе великороссов, малороссов и белорусов и государственной власти Русского государства во всех трёх частях - Великой, Малой и Белой Руси.
Малороссами себя именовали жители земель, ушедших из-под власти Речи Посполитой под власть русского царя, сохранившие православную веру. Здесь особо стоит подчеркнуть, что термины «Малороссия» и «малороссы» не навязывались сверху, а были, так сказать, самоопределением «снизу».
В 1764 году в составе Российской империи была образована Малороссийская губерния, с перерывами просуществовавшая до 1802 года. В 1802 году из Малороссийской губернии образованы были две: Черниговская и Полтавская. В составе этих губерний учреждено Малороссийское генерал-губернаторство, к которому в 1835 году была присоединена Харьковская губерния. Упразднено генерал-губернаторство было в 1856 году. Однако термин «Малороссия» продолжал использоваться по отношению ко всем этим землям.
С конца XIX века термин «Малороссия» постепенно начинает вытесняться термином «Украина». Однако еще на протяжении долгих десятилетий для самих жителей этих земель два термина будут оставаться синонимами. Например, в период Всесоюзной переписи населения 1926 года в Украинской ССР переписчикам было дано строгое указание не записывать такую национальность, как малоросс.
По материалам
АиФ,
Афтершок и
Википедии