"Живые классики"

Oct 21, 2024 12:03

В рассказе Честертона «Злой рок семьи Дарнуэй» патер Браун должен найти потайную дверь в огромной библиотеке. Он идет мимо полок и вдруг видит стеллаж с книгами, которые не могут существовать - «Жизнь папессы Иоанны» (ее не было) «Религия Фридриха Великого» (он не создавал религии) «Змеи Исландии» (они там не водятся). И он понимает, что поскольку не может быть таких книг, то полка, на которой они стоят, имеет другое назначение. И за ней он находит искомую дверь.

Опираясь на эту мысль, следует предположить, что те возвышенные эпитеты, которыми увенчивают сегодня ремесленников из числа «новой патриотической культуры», обозначают нечто совсем иное, возможно, еще не до конца всеми понятое. Например, в ЦДЛ (разумеется, не том знаменитом, что выходит на Поварскую, а в советской пристройке) выступали «живые классики», «великие поэты». Поскольку «живые классики» явление того же порядка, что и змеи Исландии, то следует думать, что эти титулы (равно как и творения несправедливо присвоивших оные) тоже скрывают какую-то потайную дверь.

Надо только понять, зачем называть «великими» и «живыми классиками» тех, кто никогда ими не был и быть ни в коем случае не может. Вероятно, именно в этом смысле существует и «художник Павленский» и «певец Гасанов» - надо только понять, что это за пение, живопись и стихи, которые тотально отрицают талант, способности, стиль, образный язык, традицию русской литературы и музыки.

Данное «искусство», «культуру» принято считать «новым», «сверхпатриотичным», «протестом» против прежних замшелых форм, против той самой «России, которую мы строили 30 лет» (с). Дескать, оная «культура» вызвана на свет Божий событиями на фронтах и подвигами воинов. На самом деле если присмотреться внимательно, все то же самое было у них (или у тех, против кого они протестуют) уже много лет назад, когда их опекал иноагент Быков или фашист Лимонов. Та же бессвязность, безграмотность, пафос, нападки на классику, конформистский радикализм, мат и любимые части тела, выше которых их взгляд хоть в «искусстве», хоть на улице никогда не поднимался.

Ничего радикального, яркого, нового в этом их всём не содержится и не содержалось - это всегда были модные для своего времени лозунги, реляции, звуки. Это были знаки, дикарство, призванное нарочито эпатировать общество именно тогда, когда это уже разрешено, без безрассудного забегания вперед, с постоянным желанием понравиться любому начальству. То есть это пошлое мещанство, готовое делать что угодно, лишь бы позволили встать в очередь в кассу, лишь бы разрешили посидеть в приемной. Ради этого они отменяют классику, одновременно равняясь с великими. Вот и в этот раз «вышепушкина» опять скучно кликушествовал, что «Маяковский и Есенин тоже собирали залы, а потом, после смерти, их стали изучать» - у этих зал уже был, пусть и с остальным не тянут - а там посмотрим.

Но, судя по всему, «слава», которую им пытаются создать с помощью заказных восторгов в телеграме, вполне заслуженна - они действительно воплощают «современную патриотическую культуру». Другое дело, что для того, чтобы «воплощать», нужно что-то иметь, невозможно воплотить пустоту, безмыслие - но не будем переходить грань светского разговора. Дикарям хочется стать символом прогресса, шпане из подворотни - двигателем культуры, гулкой пустоте, наполненной матом и пошлятиной - носителем идей и смыслов. Что же? Такие порывы бывали в истории.

Но важно помнить, что настоящую культуру и искусство никто не отменял. Настоящее искусство это слова, которые «приводят в движение тысячи лет миллионов сердца» (с) а в творчестве агрессивных дураков нет именно того самого, что приводит душу и сердце в движение. Если не работает мотор, можно сколько угодно сигналить, бегать у машины и кричать «жжжж» - она не поедет. Тогда в чем же их задача? Задача Шариковых всегда была одна - обессмыслить высокую культуру, уравнять её с собой, выхолостить ее, лишить высоких гуманистических принципов. Они, как замятинский солдат, гадят в мраморные раковины, а не в унитазы именно потому, что их «чистота дюже заедает».

Все только для этого. Это и есть задача.
==
Якеменко

ненаши, трiюмфально крокуватиме, украинство - это, придумать что-то другое

Previous post Next post
Up