Ми-24 "Крокодил": 55 лет первому полёту легендарного боевого вертолёта

Sep 19, 2024 13:32



19 сентября 1969 совершил первый полет прототип Ми-24, с непривычно для современных людей единой кабиной, как на "Супер-кобрах", которую называли "веранда", размещением парных ПУ ПТУР "Фаланга" у дверей грузовыой кабины на фюзеляже и "временным" пулеметом А-12,7, поскольку проектный четырехствольный ЯкБ-12,7 еще не был создан.

Михаил Леонтьевич Миль проектировал машины с турельной установкой ГШ-23 и тремя точками подвески на каждом крыле - для 4ёх блоков НАР С-5 УБ-32 и пары РВВ Р-13М1, но почему-то маршал Гречко потребовал пулемет, который в то время еще только создавался, поэтому был заменен на одноствольный с низким темпом 1400в/м.

В ходе испытаний прототипов выяснилось, что при одновременной стрельбе НАР и ПТУР существует опасность их столкновения, в результате чего прототип доработали, создав законцовки крыла, под которыми подвешивались парные ПУ ПТУР "Фаланга" (ПТУР "Штурм", которым планировали вооружить вертолет также не был готов до 1975г), так сформировался облик крыла с удлиненными перпендикулярными земле законцовками и шеститочечная подвеска. Система наведения ракет через танковый визир, за неимением полуавтоматической телевизионной "Радуги", которую еще дорабатывали для комплекса "Штурм", оставляла желать лучшего, давая всего 40% попаданий в танк-мишень на максимальной дальности в 4км. Через 2 года высокотемпный пулемет схемы Гатлинга 12,7/108 и оптико-телевизионная часть комплекса "Штурм" были готовы, но неудовлетворительный обзор из кабины из-за геометрии и переплетов заставили перепроектировать носовую часть, заменив плексигласовыми фонарями с очень мощными по стойкости и широкими лобовыми бронестеклами двух изолированных кабин летчика и оператора. Процентность попадания ПТУР в цель возросла с ОПС "Радуга" более чем вдвое, точность и эффективность стрельбы из пулемета из-за прицела оператора и повышения темпа в 3-3,5 раза до 4500-5000в/м возрасли кратно.
Новая машина Ми-24Д приобрела привычный современным любителям авиации хищный "крокодилий" облик.
В 1976 году появился Ми-24В, оснащенный радиокомандными, как и "Фаланга" ПТУР "Штурм", апгрейдом которых является современная "Атака", дальность возрасла до 5 000-5 700 метров в зависимости от скорости вертолета, цели, и ракурсов. В том же году проводились эксперименты по дооснащению Ми-24В ПЗРК "Стрела-2М" и РВВ Р-60М, по результатам которых уже в 1978г некоторые Ми-24В и экспортные Ми-25 (Ми-24Д в экспортном исполнении с минимумом секретных деталей и частичной замены русских материалов и элементной базы на импортные), получили это оружие.
С 1980 в серию пошел очень спорный Ми-24П - исключительно из-за ошибки Гречко, который изначально отказался от носовой турели с ГШ-23, - мощнейшая ГШ-30К была установлена как курсовая, поскольку турельная установка орудия с отдачей в 6 тонн и габаритами в 3 раза больше ЯкБ-12,7 не представлялась возможной.

27 октября 1982 года экипаж Ми-25 ВВС Ирака одержал первую в истории воздушную победу над сверхзвуковым истребителем, сбив иранский RF-4 Phantom, применив Р-60М на встречно-пересекающихся курсах и добив поврежденный Фантом, пытающийся проскочить "над головой" вертолетчиков ПТУР "Фаланга" на встречных.

В Июньской войне 1982г в Ливане Ми-25 и Ми-24В ВВС Сирии уничтожили 29 из 56 уничтоженных сирийской авиацией израильских танков, вкл. 4 "Меркава-Мк1", в сентябре 1982 сирийские двадцатьчетверки загнали и сбили Р-60М2 еще одну АН-1Т "ТОУ-Кобра"

Кстати, иракская победа над сверхзвуковым разведчиком на базе знаменитого по Вьетнаму палубного перехватчика не была последней, Крокодилам довелось еще не раз одерживать победы над реактивными штурмовиками (возможные победы над истребителями чаще относят на счет ПВО), только иракские Ми-24В и Ми-25 сбили 16 иранских АН-1J "ТОУ Кобра", после скандального полета Руста, Ми-24ВП и Ми-24В ПВО, Авиации КГБ и Погранавиации КГБ приходилось сбивать, вытеснять и даже принуждать к посадке поршневые частные или спортивные (угнанные) самолеты-нарушители, в СВО модернизированные Ми-24ВП, новейшие Ми-24П2М и Ми-35М стали, вместе с Ка-52, основными "охотниками за "Байрактарами", пытавшимися прорвать ПВО на сверхмалых, а счет Байрактаров, прижатых к земле сирийскими "Бук-М2" российские и сирийские Крокодилы открыли еще в 01-03.2020, во время операции "Идлибский рассвет".


Ми-24 стал символом Афганского конфликта, продемонстрировал высочайшую боевую живучесть против М2, ДШК, КПВ и 20мм Эрликонов, а также ПЗРК "Стингер".

С 1989г в серию пошла модификация Ми-24ВП - с турельным орудием ГШ-23Л схемы Гаста, как и спроектировал его М.Л. Миль, шестнадцатипозиционными ПУ ПТУР "Штурм-М2" - непосредственного предка ПТУР "Атака", более рациональной компоновки, РВВ Р-60М2 или Р-73, возможностью применения ПТРК в темное время суток, хотя и на вдвое меньшую дальность (3,5 и 7км).

Ми-24 еще раз подтвердили свою боевую живучесть во время чеченских кампаний, иногда приходя с повреждениями от такого слонобоя как ЗУ-23-2 или ПЗРК "Игла" и "Стингер-POST", позднее в 2014 году вертолеты украинских карательных войск порошенко зачастую получая "Иглу" в двигатель или даже хвостовую балку, что 100% приговор менее тяговооруженным Апачам и Кобрам совершали вынужденную посадку или возвращались на базу.

Знаменитые кадры 2015г, как российский Ми-24П атаковал террористов МТО БМ и был обстрелян из ЗУ-23-2 и 20мм эрликона, ОФ снаряды взорвались на броне, а бронебои пробили лист и были пережеваны надежным двигателем, только пару секунд из ЭВУ пошел дымок, а русский крокодил отправился на базу. В 2020 Ми-24 ВВС САР получил попадание тяжелой AIM-120 турецкого F-16 в левое крыло - крыло было начисто снесено, но вертолет сел на свой аэродром без критичных повреждений. Более феноменальным случаем можно назвать лишь попадание AIM-9L пакистанского истребителя в фюзеляж советского крокодила, после которого вертолет, за счет значительной тяговооруженности, несущих свойств крыла и разгрузки ХВ и силовой схемы килем, всё-таки смог дотянуть до базы.

После ельцинского безвременья вертолеты модернизировали всесуточными ОЭПС, Ми-24П модернизировали до дешевого Ми-24ПН (Н ночной) с ОЭПС на основе современной танковой СУО, для вертолета априори недостаточной, аэродинамически неудачный Ми-35М с укороченным ради массы крылом и, яко бы для большей безопасности при жесткой посадке, неубирающимся шасси (практика выявила ошибочность этой концепции - для вертолета главное - тяговооруженность, которая, в частности, обеспечивается скоростью, ради которой шасси и убираются, и подъемной силой крыла, напрямую зависящей от размаха), но с современной вертолетной ОЭПС от НПО "Геофизика", Ми-24ВК не имеющим недостатков первого и второго, но для начала нулевых оказавшийся слишком дорогим, а с 2006г-2017г Ми-24ВК и Ми-35М "Роствертол" стал строить с нуля, не прекращая модернизации вертолетов АА России и зарубежных заказчиков. С появлением в 2017г прототипа Ми-24П2М, производство обеих указанных моделей стали сворачивать в пользу Ми-28Н, а в 2020 Ми-28НМ и Ми-24П2М пошли в серию.

Ми-24П1, Ми-24ВП1, Ми-35М, Ми-24П2М принимают активное участие с первой ночи СВО: они обеспечивали прикрытие легендарного Гостомельского десанта, сбивали прячущиеся от ЗРК на малых высотах ударные "Байрактары" (кто-то помнит, куда они делись?), уничтожали на марше ЗРК "Бук-М1" и С-300, когда Залужный со всех ног бежал на Южном фронте, кошмарили артиллерию, навек отучив украинцев (и военных всех остальных стран, насмотревшихся кадров цепных детонаций сразу нескольких - друг от друга - САУ или б/к буксируемых артсистем, похожих на взрыв "Худа"), они уничтожали до тла колонны танков и средней бронетехники в Запорожье, идущих гуськом за ИМР или тралом, Ми-24ВП1/2 и Ми-24П2М уничтожают безэкипажные катера, БЛА-камикадзе (совершенно новые угрозы, о которых никто не думал даже в конце 90-х) и КР на подходе к Крыму и патрулируют вокруг авиабаз и ЗРК как выдвижное звено ПВО.

А еще у "Крокодила" большое будущее - 4 ЛЛ - один "бескрылый" и три с крылом разной конфигурации - удлиненным "двадцатьчетверочным", с низко расположенным крылом и шасси по образцу удачной американской копии Ми-24 70х от Сикорского S-67, с удлиненным крылом без скоса, даже без проектной замены привода к валу хвостовой балки на вентилятор с воздухозаборниками, в которых будет смешивать холодный воздух со смесью воздуха и выхлопа из ЭВУ, и частью разгонять вертолет реактивной силой, частью подаваться по дублированным трубам на компенсирующие*, вместо хвостового винта сопла схемы NOTAR**, развивают рекордную скорость 407-416км/ч.


А когда "124ю серию", пришедшую на смену советскому проекту 80-х Ми-42, где толкающие и компенсирующие сопла были размещены на стабилизаторе, доведут до производства, в том числе и скоростные гражданские машины, способные летать со скоростью до 470км/ч почти предельной для одновинтовой схемы из-за срыва потока на отступающей лопасти, то, думаю, ВКС РФ со смежниками и зарубежными клиентами Рособоронэкспорта и Госкорпа "Вертолеты России" будут летать на этих машинах, до сих пор совершенных, еще в 2050-е, а, возможно, Ми-24 выпадет судьба стать первым летательным аппаратом военного и гражданского назначения, встретившим свое столетие в строю.

Примечания к статье:

*будет смешивать холодный воздух со смесью воздуха и выхлопа из ЭВУ, и частью разгонять вертолет реактивной тягой, частью подаваться по дублированным трубам на компенсирующие

Значительная часть мощности двигателей тратится на приведение в движение ХВ - раскрутка полутонного с лишком хвостового вала, двух килевых редукторов, если эту мощность высвободить, заменив компенсацию реактивного момента вертолета ХВ (хвостовым винтом) на компенсацию реактивной тягой от нагнетателя с трубами, как на MD-900 "Эксплорер", снимавшимся в "Миссия невыполнима-2" и сбитом жУвачкой, разницы мощности хватит для вращения толкающей турбины, что повысит скорость на 80км/ч, помимо этого, сухая масса вертолёта уменьшится где-то на 700кг. Из-за смешения не только встречного потока воздуха в ЭВУ с выхлопом, но еще и принудительно нагнетаемого воздуха толкающей турбины резко упадет инфрасигнатура даже в ЗПС, а в ППС вертолет будет почти не виден для РВВ/ЗУР/ПЗРК с ИК ГСН.

**NOTAR - No Tail Rotor - без ХВ - запатентованное название сначала Хьюз Эйркрафтс, после поглощения - МкДоннел Дуглас (MD или MDD), на самом деле несколько схем компенсации реактивного момента струей принудительного нагнетаемого (от турбинки, вращаемой главным редуктором, вместо массивного хвостового вала, килевых редукторов и ХВ) выпускаемую либо через систему труб со щелями, либо через сопло с регулируемыми жалюзи. У Эксплорера нет запаса мощности движков для толкающей турбины, поэтому маленькая турбинка работает только на компенсацию реактивного момента, на 42м планировалась система сопел и компенсирующих и толкающих, поэтому нагнетатель планировался с единым конуром, на 124 нагнетатель сжатого воздуха для компенсации реактивного момента будет отдельно, а контур толкающей турбины, отдельно.

Ипи и Мання, специально для Перемог

русская правда

Previous post Next post
Up